и пространства. -- Реальность очень многих 'образных выражений'. --
Оккультное понимание энергии. -- Письмо индуса-оккультиста. -- Искусство как
познание ноуменального мира. -- Искусство и любовь. -- Творчество любви. --
Любовь и оккультизм. -- Что мы видим и чего не видим? -- Диалог Платона о
пещере
Нам кажется, что мы что-то видим и что-то понимаем. Но в сущности, все
происходящее кругом нас мы ощущаем необыкновенно смутно -- как улитка смутно
ощущает солнечный свет, дождь, темноту.
Иногда мы смутно чувствуем в предметах разницу, зависящую от их
функций.
Раз я переезжал на лодке через Неву с один моим приятелем (В. М. А., с
которым мне и раньше, и после приходилось вести много разговоров на темы,
затрагиваемые в этой книге). Мы что-то говорили, и около крепости оба
замолчали, смотря на стены и думая, вероятно, приблизительно одно и тоже.
'...Тут же и фабричные трубы!..' -- сказал А. Из-за крепости действительно
высовывались какие-то кирпичные закоптелые верхом трубы.
И когда он это сказал, я вдруг с необыкновенной яркостью, точно толчком
или электрическим ударом, ощутил разницу фабричных труб и тюремных стен. Я
ощутил разницу самих кирпичей. И мне показалось, что А. тоже ощутил это.
Потом как-то в разговоре с А. я вспомнил этот эпизод, -- и он сказал
мне, что не только тогда, а постоянно ощущает эту разницу и глубоко уверен в
ее реальности. 'Только позитивизм уверил себя, что камень есть камень и
больше ничего, -- сказал он. -- Но какая-нибудь простая женщина или ребенок
прекрасно знают, что камень из стены церкви или камень из стены тюрьмы --
это две разные вещи'.
И вот мне кажется, что, рассматривая данное явление в связи со всеми
цепями последовательностей, звеном которых оно является, мы увидим, что
субъективное ощущение разницы двух физически одинаковых предметов, которое
мы часто считаем только художественным образом и реальность которого мы
отрицаем, -- вполне реально; увидим, что эти предметы действительно
различны, так же как различны свеча и монета, кажущиеся одинаковыми кружками
(движущимися линиями) в двумерном мире плоских существ.
Мы увидим тогда, что предметы, одинаковые по материалу, из которого они
состоят, но различные по своим функциям, действительно различны и что
различие настолько глубоко, что делает разным физически как будто одинаковый
материал. Бывают Разные камни, разное дерево, разное железо, разная бумага.
Никакая химия не уловит этой разницы, но она есть, и есть люди, которые ее
чувствуют и понимают.
* * *
Мачта корабля дальнего плавания, виселица, на которой вешают борцов за
свободу, крест в степи на перекрестке дорог -- могут быть сделаны из
одинакового дерева. Но в действительности это разные предметы из разного
материала. То, что мы видим, осязаем, исследуем, -- это только 'кружки на
плоскости' от монеты и свечи. Это только тени реальных вещей, сущность
которых заключается в их функции. Тени матроса, палача и подвижника могут
быть совершенно одинаковы -- по теням их не различишь, точно так же как
химическим исследованием не различишь дерева мачты, виселицы и креста. Но
это разные люди и разные предметы -- равны и одинаковы только тени.
И такое отношение повторяется при наблюдении всех феноменов. Мачта,
виселица и крест -- это вещи настолько различных категорий, атомы настолько
различных тел (которые мы знаем по их функциям), что ни о какой одинаковости
их не может быть даже речи. Наше несчастье в том, что мы химический состав
считаем наиболее реальным признаком тела. Между тем реальные признаки нужно
искать в функциях вещи. Если бы у нас явилась возможность расширить и
углубить наш взгляд на цепи последовательностей, звеньями которых являются
наши действия и поступки; если бы мы научились брать их не только в узком
значении по отношении к жизни человека, к своей жизни -- но в широком
космическом значении; если бы нам удалось найти и установить связь простых
явлений нашей жизни с жизнью космоса, то, несомненно, в самых 'простых'
явлениях для нас открылось бы бесконечно много нового и неожиданного.
Мы можем таким образом узнать, например, нечто совершенно новое о
простых физических явлениях, которые привыкли считать естественными,
необходимыми и объясненными, о которых мы привыкли думать, что что-то знаем
о них. И вдруг мы можем узнать,