Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

и пространства. -- Реальность очень многих 'образных выражений'. --

Оккультное понимание энергии. -- Письмо индуса-оккультиста. -- Искусство как

познание ноуменального мира. -- Искусство и любовь. -- Творчество любви. --

Любовь и оккультизм. -- Что мы видим и чего не видим? -- Диалог Платона о

пещере

Нам кажется, что мы что-то видим и что-то понимаем. Но в сущности, все

происходящее кругом нас мы ощущаем необыкновенно смутно -- как улитка смутно

ощущает солнечный свет, дождь, темноту.

Иногда мы смутно чувствуем в предметах разницу, зависящую от их

функций.

Раз я переезжал на лодке через Неву с один моим приятелем (В. М. А., с

которым мне и раньше, и после приходилось вести много разговоров на темы,

затрагиваемые в этой книге). Мы что-то говорили, и около крепости оба

замолчали, смотря на стены и думая, вероятно, приблизительно одно и тоже.

'...Тут же и фабричные трубы!..' -- сказал А. Из-за крепости действительно

высовывались какие-то кирпичные закоптелые верхом трубы.

И когда он это сказал, я вдруг с необыкновенной яркостью, точно толчком

или электрическим ударом, ощутил разницу фабричных труб и тюремных стен. Я

ощутил разницу самих кирпичей. И мне показалось, что А. тоже ощутил это.

Потом как-то в разговоре с А. я вспомнил этот эпизод, -- и он сказал

мне, что не только тогда, а постоянно ощущает эту разницу и глубоко уверен в

ее реальности. 'Только позитивизм уверил себя, что камень есть камень и

больше ничего, -- сказал он. -- Но какая-нибудь простая женщина или ребенок

прекрасно знают, что камень из стены церкви или камень из стены тюрьмы --

это две разные вещи'.

И вот мне кажется, что, рассматривая данное явление в связи со всеми

цепями последовательностей, звеном которых оно является, мы увидим, что

субъективное ощущение разницы двух физически одинаковых предметов, которое

мы часто считаем только художественным образом и реальность которого мы

отрицаем, -- вполне реально; увидим, что эти предметы действительно

различны, так же как различны свеча и монета, кажущиеся одинаковыми кружками

(движущимися линиями) в двумерном мире плоских существ.

Мы увидим тогда, что предметы, одинаковые по материалу, из которого они

состоят, но различные по своим функциям, действительно различны и что

различие настолько глубоко, что делает разным физически как будто одинаковый

материал. Бывают Разные камни, разное дерево, разное железо, разная бумага.

Никакая химия не уловит этой разницы, но она есть, и есть люди, которые ее

чувствуют и понимают.

* * *

Мачта корабля дальнего плавания, виселица, на которой вешают борцов за

свободу, крест в степи на перекрестке дорог -- могут быть сделаны из

одинакового дерева. Но в действительности это разные предметы из разного

материала. То, что мы видим, осязаем, исследуем, -- это только 'кружки на

плоскости' от монеты и свечи. Это только тени реальных вещей, сущность

которых заключается в их функции. Тени матроса, палача и подвижника могут

быть совершенно одинаковы -- по теням их не различишь, точно так же как

химическим исследованием не различишь дерева мачты, виселицы и креста. Но

это разные люди и разные предметы -- равны и одинаковы только тени.

И такое отношение повторяется при наблюдении всех феноменов. Мачта,

виселица и крест -- это вещи настолько различных категорий, атомы настолько

различных тел (которые мы знаем по их функциям), что ни о какой одинаковости

их не может быть даже речи. Наше несчастье в том, что мы химический состав

считаем наиболее реальным признаком тела. Между тем реальные признаки нужно

искать в функциях вещи. Если бы у нас явилась возможность расширить и

углубить наш взгляд на цепи последовательностей, звеньями которых являются

наши действия и поступки; если бы мы научились брать их не только в узком

значении по отношении к жизни человека, к своей жизни -- но в широком

космическом значении; если бы нам удалось найти и установить связь простых

явлений нашей жизни с жизнью космоса, то, несомненно, в самых 'простых'

явлениях для нас открылось бы бесконечно много нового и неожиданного.

Мы можем таким образом узнать, например, нечто совершенно новое о

простых физических явлениях, которые привыкли считать естественными,

необходимыми и объясненными, о которых мы привыкли думать, что что-то знаем

о них. И вдруг мы можем узнать,