в глазах дуалистических религий, видящих в жизни борьбу духа
с материей, и фантастикой в глазах материализма, видящего в жизни только
физическое явление и не видящего -- психического.
* * *
Если мы возьмем вопрос даже строго научно, в обычном смысле этого
слова, только без предвзятых ограничений, мы увидим в нем много нового,
того, чего обыкновенно мы не замечаем.
Для науки, изучающей жизнь со стороны, цель любви заключается вся в
продолжении человеческого рода на земле. В интересах этого продолжения рода
в человечество вложена сила, влекущая два пола друг к другу. Но, говоря это,
наука хорошо знает, что этой силы больше, чем нужно.
Здесь именно лежит ключ к пониманию истинной сущности любви даже для
позитивного взгляда.
Этой силы больше, чем нужно. Бесконечно больше. В действительности для
целей продолжения рода утилизируется только малая дробь процента силы любви,
вложенной в человечество. Куда же идет главное количество силы? Мы знаем,
что ничто не может исчезнуть. Если энергия есть, она должна во что-нибудь
перейти. И если только ничтожная дробь энергии идет на созидание будущего
путем рождения, то остальная часть должна тоже идти на созидание будущего,
но другим путем. Мы знаем в физическом мире много примеров, когда прямая
функция вещи выполняется ничтожной частью затрачиваемой энергии, а большая
часть энергии тратится как будто напрасно. Возьмем обыкновенную свечу. Она
должна давать свет. Но в сущности, дает гораздо больше тепла, чем света. Это
печка, приспособленная для освещения. Но для того, чтобы давать свет, она
должна гореть. Горение -- необходимое условие получения света от свечки.
Нельзя горение откинуть. На первый взгляд кажется, что тепло от свечки
тратится непроизводительно, но, когда мы подумаем о том, что именно
благодаря развитию тепла получается свет, мы начинаем видеть необходимость
горения, необходимость траты большей части энергии. То же самое в любви. Мы
говорим, что только ничтожная часть энергии любви идет в потомство, большая
часть как будто тратится в настоящем самими отцами и матерями на их личное
наслаждение. Но это иллюзия. Во-первых, без этой личной траты не могло бы
быть главного. Только благодаря этим на первый взгляд побочным результатам
любви, благодаря всему этому вихрю эмоций, чувств, волнений, желаний, идей
-- благодаря красоте которую она создает, -- любовь может выполнять свою
прямую функцию. А во-вторых, эта энергия совсем не тратится, а переходит в
другие виды энергии, служащие тому же потомству, переходит в 'инстинкты' и в
'идеи'.
Мы видим во всей живой природе, что 'любовь' является огромной силой,
возбуждающей творческую деятельность по всем направлениям.
Весной с первым пробуждением любовных эмоций птицы начинают вить
гнезда. Птенцов еще нет. И намека на них еще нет. А для них уже готовятся
'дома'. Любовь возбудила жажду действия. 'Инстинкт' управляет этой жаждой --
поэтому она целесообразна. При первом пробуждении любви началась работа. И
одно и то же желание создает новое поколение и те условия, в которых родится
новое поколение. Одно и то же желание будит творчество по всем направлениям,
сводит пары для рождения нового поколения и пробуждает личное творчество в
тех единицах, через которых оно действует для первой цели.
То же самое мы видим в людях. Любовь -- это творческая сила. Все
творчество человечества вытекает из любви. Всякое творчество непременно
является делом двух полов, сознательным или бессознательным. Одна сторона
этого факта нам хорошо известна. Мы знаем, что женщина одна не может иметь
детей. Нужна творческая сила мужчины. Нужно оплодотворение. Это мы знаем. Но
мы не знаем, что вся творческая деятельность мужчины идет от женщины. Как с
внешней, физической, стороны -- для целей рождения детей -- мужчина
оплодотворяет женщину, прививает к ней зачаток новой жизни, так с
внутренней, духовной, стороны женщина оплодотворяет мужчину, прививает к
нему зачаток новых идей.
В одной книжке по 'половому вопросу', которая обратила на себя внимание
в Германии и скоро должна выйти в русском переводе, одна немецкая
писательница 'признает' область деятельности женщины совсем другой, чем
область деятельности мужчины, признает, что 'женщина не осушила ни одного
болота, не написала ни одной картины, о которой стоило бы говорить',