-- и
требует для женщины 'права иметь детей', отнятого цивилизацией.
Это довольно обычный взгляд.
Но что, если женщина осушила все болота, которые когда-либо были
осушены, написала все картины, о которых стоит говорить?
Конечно, никто не будет отнимать у женщины права иметь детей. Но зачем
отнимать у нее ее роль в творчестве мужчины? Ведь мужчина работает для
женщины, ради женщины и под влиянием женщины. И женщина проявляет себя в его
творчестве.
Все идейное, все интуитивное творчество человечества является
результатом энергии, возникающей из эмоций любви. Идейное творчество мужчины
идет от женщины. Идейное творчество женщины идет от мужчины. Без этого
обмена эмоций творчество невозможно. Возможно только 'воспитание чужих
детей'. Под 'идейным творчеством' я подразумеваю всякое творчество, в
котором создается или осуществляется идея. Творчество палеолитического
человека, делающего себе каменный топор, было идейным творчеством, и за этим
творчеством непременно стояла женщина. Cherchez la femme! Этот принцип нужно
применять не только к раскрытию преступлений, а ко всей нашей культуре,
созданной мужчиной -- следовательно, женщиной. В творчестве каждой эпохи
молено найти след влияния женщины данной эпохи. История культуры -- это
'история любви'.
* * *
Мужчина и женщина должны взаимно дополнять друг друга и взаимно
возбуждать друг друга идейно, образуя вместе гармонического человека,
могущего творить жизнь.
Поэтому с психологической точки зрения гармонический брак будет только
такой, где обе стороны будут действовать одна на другую оплодотворяющим
образом, повторяя в масштабе личной жизни действие одной на другую двух
половин человеческого рода.
И очень может быть, что этот гармоничный брак и существует только между
полами, взятыми в целом, -- прикрывая и оправдывая своей гармонией
дисгармонию, вероятно, неизбежную между людьми или возможную только в
отдельные моменты.
Мужчина стремится к женщине, не думая о детях, он ищет наслаждения или
бежит от одиночества. Во всяком случае он ищет чего-то для себя. И женщина
тоже ищет 'счастья' для себя. Дети появляются как бы сами по себе. Точно так
же идеи, которые возбуждает женщина. Она рождает в мужчине идеи, но это
совсем не значит, что она что-нибудь сознательно дает или хочет дать. Она
тоже может искать только личного наслаждения, брать мужчину для себя, для
своего желания, для своего ощущения и этим самым давать жизнь новым идеям. И
может совсем ничего не искать, даже не знать, не видеть мужчины, пройти мимо
него и не заметить его и одним своим существованием оплодотворить его
фантазию на всю жизнь. Бесконечно разнообразны здесь способы оплодотворения
духа. Иногда для этого нужно наслаждение, вся красота любви. Иногда нужно
страдание, острое и глубокое, проникающее до самых глубин души. Иногда нужно
преступление, иногда отречение, жертва.
Иногда достаточно силуэта в окне. Одной линии фигуры или одного
случайного взгляда, которым обмениваются незнакомые встречные. Поэзия знает
это. Она знает ценность и того, что было, и того, чего не было в любви.
Если рождение идей есть свет, идущий от любви, то этот свет идет от
большого огня. И в этом непрестанном огне, в котором горит все человечество
и весь мир, вырабатываются, утончаются все силы человеческого духа и гения.
* * *
Аскетические тенденции наложили очень тяжелый отпечаток на наше
отношение к любви и к морали. Мы не можем представить себе не аскетической
морали. Или полное отсутствие всякой морали, или мораль, враждебно
относящаяся к жизни. В действительности, конечно, это самая скверная ложь,
какой обманывали человечество. Мораль, враждебная жизни, видит в любви один
дым. Но мы даже из физики знаем, что дым есть результат неполного сгорания
Огонь, в котором горит человечество, это огонь жизни, огонь вечного
обновления. Моралисты же с удовольствием загасили бы этот огонь, с которым
они не знают что делать, который нарушает порядок в их Вселенной и которого
они боятся, чувствуя его силу и власть.
И они дуют на него, не понимая, что это начало всего. Божество,
которому поклонялись древние народы в лице Солнца и его лучей и в лице Огня.
* * *
Поэтому только искусство может говорить о любви.
Нет ничего циничнее и грубее