холодного морализирования, которое видит в
любви грех и похоть.
Например -- какая темная ложь кроется во всех моральных рассуждениях
'Крейцеровой сонаты' и ' Послесловия'.
'Спросите чистую невинную девушку или ребенка, и они скажут вам, что
это гадко и стыдно ', -- 'сама природа устроила так, что это мерзко и
стыдно'.
Но что это?
Как вы объясните ребенку, о чем идет речь? Он не может ответить на
вопрос 'Послесловия', не может, потому что его нельзя спросить. Слова не
выражают эмоций, а речь идет об эмоциях. Нельзя же отрезать внутреннюю
сторону от внешней и спрашивать о внешней, не касаясь внутренней.
Как же объяснить ребенку, о чем его спрашивают?
Все, что можно сделать, это описать грубыми анатомическими и
физиологическими терминами внешнюю, физическую сторону любви. Но внутренняя,
психологическая, эмоциональная остается закрытой, а ведь именно в ней
заключается главная сущность. Если 'глухой' будет описывать рояль и скажет,
что это 'черный ящик' на трех ножках, который открывают с одной стороны и
стучат по нему пальцами', то это не будет правильное описание. Анатомические
и физиологические термины, как и все на свете, необходимы на своем месте в
учебниках и курсах анатомии и физиологии; но они не годятся для определения
эстетического и морального характера любви, и здесь они являются грубыми и
ненужными и, главное, не верными. Разве этими терминами можно описать то, о
чем в действительности идет речь? Разве они передадут мысли и чувства,
появляющиеся у людей, когда их касается любовь? Разве передадут они перемену
темпа, ощущения и вкуса жизни? И разве из-за этих внешних фактов люди горят
в неугасимом огне? Внешняя сторона любви -- это только поворот ключа в
замке... от ящика Пандоры. Как объяснить это ребенку?
Искусство может это объяснить. Но не анатомия, не физиология и не
двумерная мораль...
А такое изображение любви, какое даст искусство, никому не покажется
гадким и стыдным В волшебный мир эмоций может вводить только искусство, и
оно никого оскорбить не может.
Я не случайно назвал циничным морализм, видящий в любви только одну
цель, которую нужно как-нибудь поскорее достигнуть и не смотреть на
остальное. Цинизм может выражаться не в одной распущенности. Может быть,
есть 'цинический аскетизм', так же как есть циническая распущенность. Цинизм
-- это психология двумерного существа. Собака (kunos, откуда произошло слово
цинизм) и есть двумерное существо. Двумерная мораль -- это циническая
мораль. Она видит только внешнюю сторону явлений. Внутренняя сторона, та
сторона, где возникают чувства и родятся идеи, для двумерной морали -- это
только какой-то случайный придаток к физиологической жизни.
* * *
Интересные вещи говорит Н. В. Розанов в книге 'Люди лунного света'.
Идея греховности любви, идея 'скверны', идея аскетизма, по его мнению,
возникла из полового извращения, из гермафродитизма, из 'женомужества' и из
'мужеженства'. Причем гермафродитизм может ничем не выражаться физически, а
только психически, душевно. Содом рождает идею, что любовь есть грех,
говорит он. В самом деле, что такое гермафродитизм психологически? 'Муки
Тантала, -- говорит Н. В. Розанов, -- все в себе и недостижимо. Следующий
этап -- ненависть к этому недостижимому, страх перед ним, мистический ужас
-- является 'скверна'.
Нужно только заметить, что, конечно, может существовать аскетизм, не
идущий из извращения. Но это не будет воинствующий аскетизм. Это не будет
аскетизм, видящий скверну в жизни.
Но что в идее скверны, в идее стыдного и гадкого очень много
извращения, в этом г. Розанов совершенно прав.
Книга Н. В. Розанова интересна во многих отношениях, хотя обилие
'физиологических' и 'анатомических' подробностей мешает понять основную
мысль. По настроению в ней много общего с 'Leaves of the Grass' Уолта
Уитмена.
* * *
И ни научный материализм, ни аскетический морализм не понимают огромной
трагедии любви.
Это область, в которой человеку больше всего кажется, что он живет для
себя, для своего чувства, для своего ощущения. И именно здесь, в этой
области, он меньше всего живет для себя. Он служит здесь только проводником,
средством для проявления проходящих через него сил, средством для проявления
будущего в том или в другом виде.