на которые ему показывают?
-- Совершенно так, -- сказал он.
-- И если его кто-нибудь возьмет за руку и насильно поведет по крутому
и неровному подъему на гору, и не остановится до тех пор, пока не выведет
его на солнечный свет, то не будет ли узник, пока его будут тащить в гору,
одновременно и страдать, и негодовать? И когда он выйдет на свет и его глаза
наполнятся блеском, то будет ли он в состоянии видеть вещи, теперь
называемые для него истинными?
-- Конечно, сначала нет, -- сказал он.
-- Да, и я думаю, что ему понадобится время, чтобы начать замечать
вещи, находящиеся там наверху. Прежде всего и легче всего он заметит тени,
затем отражения людей и предметов в воде и только после этого сами вещи. И
из вещей он легче всего заметит те, которые находятся на небе; и само небо,
смотря ночью на сияние звезд и на сияние луны, увидит прежде, чем днем,
смотря на солнце и на свет солнца.
-- Не может быть иначе.
-- И только после всего этого, я думаю, он получит способность замечать
и созерцать солнце не в воде, не отражение в чужой среде, но само по себе в
его собственной сфере.
-- Необходимо так будет.
-- И после этого он начнет рассуждать сам с собою относительно солнца,
скажет себе, что солнце производит времена года и управляет всеми вещами в
видимом мире и что оно есть некоторым образом причина всех вещей, которые он
раньше видел. И когда он вспомнит место, где он раньше жил, и то, что там
считалось мудростью, и своих товарищей по заключению, то разве он не
почувствует себя счастливым от происшедшей с ним перемены?
-- В высшей степени, конечно.
-- И если там были какие-нибудь почести и награды для тех, кто лучше
замечал проходившие тени и лучше помнил, какая прошла впереди, и какая
позади, и какие вместе -- и по этим наблюдениям был способен предсказать
вперед, что случится, -- то захочет ли он этих наград? Будет ли завидовать
тем, кто там пользуется почетом и властью? И не предпочтет ли он лучше
страдать и терпеть что угодно, чем обладать такими мнениями и жить таким
образом?
-- Я думаю, -- сказал он, -- что этот человек согласится лучше выносить
все, что угодно, чем жить таким образом.
-- И подумай дальше, -- сказал я. -- Если такой человек опять сойдет в
пещеру и сядет на прежнее место, то не наполнятся ли темнотою его глаза,
вследствие того, что он пришел с солнечного света? И если он теперь должен
будет высказывать свое мнение о проходящих тенях и рассуждать о них с
людьми, которые были вечно прикованы, то, пока его глаза опять не привыкнут
к темноте (что не сделается скоро), не будет ли он возбуждать смех узников и
не скажут ли они, что, поднявшись так высоко, он вернулся с поврежденным
зрением? И если кто-нибудь захочет освободить узников и повести их к свету,
то не предадут ли они его смерти, если только будут в состоянии наложить на
него руки?
-- Без сомнения так, -- сказал он, -- они предадут его смерти.
-- И вся эта картина, друг Глаукон, -- сказал я, -- относится к нашему
предыдущему разговору, потому что, если ты сравнишь всю область, доступную
нашему зрению, с описанной тюрьмой и свет огня в тюрьме с сиянием солнца,
подъем вверх на гору с восхождением души в интеллектуальный мир, ты поймешь
значение того, что я хотел сказать...
...И ты поймешь, что прибывший оттуда сюда неохотно будет участвовать в
человеческих делах, и душа его не захочет расставаться с вещами, виденными
там наверху... И тебя не будет удивлять, что человек, вернувшийся от
божественного созерцания к человеческому злу, будет вести себя неловко и
казаться смешным... В этом не будет ничего удивительного. Потому что если
человек обладает рассудком, то он должен помнить, что может существовать
расстройство зрения двух родов, происходящее от двух разных причин --
первое, когда мы переходим из света в темноту, и второе, когда мы переходим
из темноты на свет. И когда человек рассудит, что то же самое бывает с
душой, то он, видя кого-нибудь растерянным и не замечающим ничего кругом
себя, не будет смеяться безрассудным образом, но подумает, что это -- или
душа, пришедшая из более блестящей жизни, чувствует вокруг себя мрак
невежества -- или, переходя от полного незнания к более светлому
существованию, наполняется ослепляющим сиянием, и он поздравит одну с ее
судьбой и