но разрешения ее не дал.
И до сих пор мы повторяем положения Канта, считаем их неизбежными, но,
в сущности, очень плохо представляем себе, что они значат. И они не связаны
с другими областями нашего знания. Вся наша позитивная наука -- физика (с
химией) и биология -- построена на гипотезах, противоречащих положениям
Канта.
И мы не знаем, каким образом мы сами налагаем на мир свойства
пространства, то есть протяженность, не знаем, каким образом мир -- земля,
море, деревья, люди -- может не обладать этой протяженностью.
Мы не знаем, каким образом можем мы видеть и измерять эту
протяженность, если ее нет, -- и что представляет собой мир, если он не
обладает протяженностью.
И существует ли мир на самом деле? Или, как логический вывод из идей
Канта, мы должны признать идею Беркли и отрицать самое существование мира,
кроме как в нашем воображении?
Позитивная философия очень странно относится ко взглядам Канта. Она и
принимает их, и не принимает. Именно принимает и считает верными по
отношению к непосредственному опыту органов чувств, по отношению к тому, что
мы видим, слышим, осязаем и пр. То есть позитивная философия признает
субъективность наших восприятий и признает, что все, что мы воспринимаем в
предметах, вкладывается в них нами самими. Но это только по отношению к
непосредственному опыту органов чувств.
Что касается 'научного опыта', пользующегося точными аппаратами и
вычислениями, то позитивная философия, по-видимому, считает по отношению к
нему взгляд Канта неверным и полагает, что 'научный опыт' знакомит нас с
самой сущностью вещей, с истинными причинами наших ощущений -- или если не
знакомит сейчас, то приближает к этому и может познакомить впоследствии.
Такая двойственность в основных идеях познания делает то, что,
например, физики, признавая субъективность красочных впечатлений, в которых
мы воспринимаем мир глазом, чувственно, в то же время считает реально
существующими колебания эфира и вычисляют число колебаний в секунду,
соответствующее тому или другому цвету. Факт эфирных колебаний,
определенного числа колебаний в секунду для каждого цвета, кажется им
установленным совершенно независимо от чувственного восприятия красок, при
помощи глаза, зрительных нервов и пр.
Следовательно, зеленый цвет, как он воспринимается глазом, признается
субъективным, то есть продуктом познающего субъекта. Но тот же зеленый цвет,
исследуемый физиком, вычисляющим число эфирных колебаний, соответствующих
зеленому цвету, считает реальным и объективно существующим. Физик уверен,
что именно известное число колебаний эфира производит субъективное ощущение
зеленого цвета. И он совершенно не хочет знать, что единственная реальность
во всем этом построении -- это субъективное ощущение зеленого цвета и что
определение зеленого цвета как колебаний эфира -- это есть не что иное, как
решение уравнения с двумя неизвестными: цвет и зеленый, при помощи введения
двух новых неизвестных: эфира и колебаний. Таким способом, конечно, очень
легко решить всякое уравнение. Но этот способ можно назвать только
подстановкой неизвестных.
Тем не менее в противоположность Канту 'позитивисты' уверены, что
'более ясное познание явлений знакомит их с вещами в себе'. Они полагают,
что, рассматривая физические явления как движения эфира и вычисляя эти
движения, они знакомятся с самой сущностью явлений. То есть они верят как
раз в то, возможность чего отрицал Кант -- постижение истинной сущности
вещей путем изучения явлений.
При этом многие физики не считают даже нужным знать Канта и сами не
могли бы точно определить, в каком отношении они к нему стоят.
Между тем Канта можно не знать, но обойти его нельзя. Каждое описание
физического явления, каждым своим словом, так или иначе относится к
проблеме, поставленной Кантом, стоит к ней в том или другом отношении.
Для того чтобы принять теорию эфирных колебаний, нужно признать
пространство и время существующими вне нас, признать их реальными свойствами
мира, а не только свойствами нашего чувственного познания; признать, что
пространство и время не нами налагаются на мир, а воспринимаются нами извне,
как нечто присущее миру.
Вообще положение 'науки' в этом вопросе о границах субъективно
налагаемого или