Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

где-то

за звездами показывает удивительную бедность и слабость позитивной мысли.

Эта мысль не может выйти из обычной колеи, у нее нет крыльев для полета.

Представим себе, что какой-нибудь любознательный житель Европы XVII

столетия пытался представить себе средства передвижения XX столетия и

рисовал себе огромную почтовую карету величиной с большую гостиницу,

запряженную тысячью лошадей. Он был бы очень близок к истине, но в то же

время и бесконечно далек от нее. А между тем в его время уже были умы,

которые видели по правильным линиям, уже намечалась идея парового двигателя,

уже появлялись модели...

Мысль, высказанная Нордау, напоминает излюбленные построения

обывательской философии, что планеты и звезды видимого мира -- это только

молекулы какого-то большого тела, ничтожную часть которого составляет наша

Вселенная...

'Может быть, вся Вселенная лежит в мизинце какого-нибудь большого

существа, -- говорит философствующий обыватель. -- И может быть, наши

молекулы -- тоже миры. Черт возьми, может быть, у меня в мизинце тоже

несколько Вселенных!' И обывателю делается страшно. Но все эти рассуждения

только большая карета. Подобно этому рассуждала одна маленькая девочка, о

которой я раз читал, кажется, в 'Theosophical Review'. Девочка сидела у

камина; рядом с ней спала кошка. 'Вот кошка спит, -- думала девочка, --

может быть, она видит во сне, что она не кошка, а маленькая девочка. А может

быть, я на самом деле совсем не маленькая девочка, а кошка; и только вижу во

сне, что я маленькая девочка...' В следующее мгновение дом оглашается

неистовым криком -- и родителям маленькой девочки стоит очень больших трудов

убедить ее, что она не кошка, а на самом деле маленькая девочка.

Все это показывает, что философствовать нужно с некоторым умением. Нашу

мысль окружает очень много тупиков. И позитивизм тупик сам по себе?

* * *

Наш анализ явлений и установленное нами отношение явлений физических,

жизни и сознания позволяет нам совершенно определенно сказать, что явления

сознания не могут быть функцией мозга, то есть функцией явлений физических и

физико-химических -- или явлений низшего порядка. Мы установили, что высшее

не может быть функцией низшего. А разделение высшего и низшего основано тоже

на совершенно реальном факте различной потенциальности разных родов явлений,

-- различного количества заключающейся в них (или развязанной ими) скрытой

силы. И, конечно, мы имеем право назвать высшим явления, обладающие большей

потенциальностью, большей скрытой силой, и низшими -- явления, обладающие

меньшей потенциальностью, меньшей скрытой силой.

Явления жизни -- высшие, сравнительно с явлениями физико-химическими

(то есть явлениями движения).

Явления сознания -- высшие, сравнительно с явлениями жизни и движения.

Ясно, что может быть функцией чего.

Не совершая самой грубой логической ошибки, мы не можем назвать жизнь и

сознание функцией движения. Наоборот, все заставляет нас признать движение

функцией жизни, а жизнь функцией сознания (желания).

Но какой жизни и какого сознания? В этом вопрос. Конечно, было бы

бессмыслицей рассматривать земной шар как функцию растительной и животной

жизни, идущей на земле -- и видимый звездный мир как функцию человеческого

сознания.

Но этого никто и не говорит. Нам важно установить общий принцип, что

явления движения, как низшие, зависят от явлений жизни и сознания, как

высших.

Если этот принцип можно признать установленным, то мы можем идти

дальше.

Первый вопрос, который у нас является, -- это в каком отношении

сознание человека находится к его телу и мозгу?

На этот вопрос в разное время отвечали различно. Сознание рассматривали

как прямую функцию деятельности мозга ('Мысль есть движение вещества'),

этим, конечно, отрицая всякую возможность сознания без мозга. Затем пытались

установить параллелизм деятельности сознания и деятельности мозга. Но

характер этого параллелизма всегда оставался очень темным. Да, мозг,

по-видимому, работает параллельно с сознанием. Остановка или расстройство

деятельности мозга влечет за собой видимую остановку или расстройство

деятельности сознания. Но все-таки деятельность мозга это только движение,

нечто объективное, а деятельность сознания -- нечто объективно

неопределенное, субъективное