где-то
за звездами показывает удивительную бедность и слабость позитивной мысли.
Эта мысль не может выйти из обычной колеи, у нее нет крыльев для полета.
Представим себе, что какой-нибудь любознательный житель Европы XVII
столетия пытался представить себе средства передвижения XX столетия и
рисовал себе огромную почтовую карету величиной с большую гостиницу,
запряженную тысячью лошадей. Он был бы очень близок к истине, но в то же
время и бесконечно далек от нее. А между тем в его время уже были умы,
которые видели по правильным линиям, уже намечалась идея парового двигателя,
уже появлялись модели...
Мысль, высказанная Нордау, напоминает излюбленные построения
обывательской философии, что планеты и звезды видимого мира -- это только
молекулы какого-то большого тела, ничтожную часть которого составляет наша
Вселенная...
'Может быть, вся Вселенная лежит в мизинце какого-нибудь большого
существа, -- говорит философствующий обыватель. -- И может быть, наши
молекулы -- тоже миры. Черт возьми, может быть, у меня в мизинце тоже
несколько Вселенных!' И обывателю делается страшно. Но все эти рассуждения
только большая карета. Подобно этому рассуждала одна маленькая девочка, о
которой я раз читал, кажется, в 'Theosophical Review'. Девочка сидела у
камина; рядом с ней спала кошка. 'Вот кошка спит, -- думала девочка, --
может быть, она видит во сне, что она не кошка, а маленькая девочка. А может
быть, я на самом деле совсем не маленькая девочка, а кошка; и только вижу во
сне, что я маленькая девочка...' В следующее мгновение дом оглашается
неистовым криком -- и родителям маленькой девочки стоит очень больших трудов
убедить ее, что она не кошка, а на самом деле маленькая девочка.
Все это показывает, что философствовать нужно с некоторым умением. Нашу
мысль окружает очень много тупиков. И позитивизм тупик сам по себе?
* * *
Наш анализ явлений и установленное нами отношение явлений физических,
жизни и сознания позволяет нам совершенно определенно сказать, что явления
сознания не могут быть функцией мозга, то есть функцией явлений физических и
физико-химических -- или явлений низшего порядка. Мы установили, что высшее
не может быть функцией низшего. А разделение высшего и низшего основано тоже
на совершенно реальном факте различной потенциальности разных родов явлений,
-- различного количества заключающейся в них (или развязанной ими) скрытой
силы. И, конечно, мы имеем право назвать высшим явления, обладающие большей
потенциальностью, большей скрытой силой, и низшими -- явления, обладающие
меньшей потенциальностью, меньшей скрытой силой.
Явления жизни -- высшие, сравнительно с явлениями физико-химическими
(то есть явлениями движения).
Явления сознания -- высшие, сравнительно с явлениями жизни и движения.
Ясно, что может быть функцией чего.
Не совершая самой грубой логической ошибки, мы не можем назвать жизнь и
сознание функцией движения. Наоборот, все заставляет нас признать движение
функцией жизни, а жизнь функцией сознания (желания).
Но какой жизни и какого сознания? В этом вопрос. Конечно, было бы
бессмыслицей рассматривать земной шар как функцию растительной и животной
жизни, идущей на земле -- и видимый звездный мир как функцию человеческого
сознания.
Но этого никто и не говорит. Нам важно установить общий принцип, что
явления движения, как низшие, зависят от явлений жизни и сознания, как
высших.
Если этот принцип можно признать установленным, то мы можем идти
дальше.
Первый вопрос, который у нас является, -- это в каком отношении
сознание человека находится к его телу и мозгу?
На этот вопрос в разное время отвечали различно. Сознание рассматривали
как прямую функцию деятельности мозга ('Мысль есть движение вещества'),
этим, конечно, отрицая всякую возможность сознания без мозга. Затем пытались
установить параллелизм деятельности сознания и деятельности мозга. Но
характер этого параллелизма всегда оставался очень темным. Да, мозг,
по-видимому, работает параллельно с сознанием. Остановка или расстройство
деятельности мозга влечет за собой видимую остановку или расстройство
деятельности сознания. Но все-таки деятельность мозга это только движение,
нечто объективное, а деятельность сознания -- нечто объективно
неопределенное, субъективное