есть совершенно определенно
функция чувства времени, которое само по себе есть граница или предел
чувства пространства у существа данной психики. Мы выяснили еще, что идея
движения могла возникнуть из сравнения двух разных полей сознания. И вообще
весь наш анализ основных категорий нашего познания мира -- пространства и
времени -- убедил нас, что у нас нет абсолютно никаких данных принимать
движение за основное начало мира.
А если так, если мы не можем предположить за кулисами мироздания
бессознательного механического двигателя, то мы должны предположить космос
живым и сознательным. Потому что что-нибудь одно из двух: или он
механический и мертвый, 'случайный' -- или он живой и сознающий себя. Ничего
мертвого в живой природе быть не может, и ничего живого не может быть в
мертвой.
...Пройдя длинный период бессознательного и полусознательного
существования в минеральном, растительном и животном царстве, природа в
человеке доходит до своего высшего развития и спрашивает себя: что я такое.
Человек -- это орган самосознания природы.
Так писал Шопенгауэр в своих 'Афоризмах', и, конечно, это очень
эффектный образ. Но у нас нет никакого основания считать человека верхом
того, что создала природа. Это только высшее, что мы знаем.
Мысль Шопенгауэра, может быть, и очень красива, но все-таки нужно
признать, что в природе ничего бессознательного рядом с сознательным быть не
может. Должно быть что-нибудь одно.
Позитивизм был бы совершенно прав и в его картине мира не было бы ни
одного самого маленького недочета, если бы в мире не существовало сознания.
Тогда Вселенную волей-неволей пришлось бы признать случайно образовавшейся в
пространстве механической игрушкой, и больше ничем. Но факт существования
сознания 'портит всю статистику'. Его никак не исключить.
Приходится или признавать существование двух начал -- сознания и
движения, 'духа' и 'материи' -- или выбирать какое-нибудь одно из них.
Дуализм уничтожается сам собой, потому что если мы допустим отдельное
существование духа и материи и будем рассуждать дальше, то мы очень скоро
придем к заключению, что или дух нереален, а реальна материя, или материя
нереальна, а реален дух, -- то есть что или дух материален, или материя
духовна. Следовательно, нужно выбирать что-нибудь одно -- дух или материю.
Но мыслить действительно монистически гораздо труднее, чем кажется. Я
встречал многих людей, которые называли и искренно считали себя 'монистами'.
Но в действительности они не сходили с самого наивного дуализма, и у них не
мелькала даже искра понимания мирового единства.
Материализм, считающий основой всего 'движение', никогда не может быть
'монистическим'. Уничтожить сознание он не может. В этом его главное
несчастие. Если бы он мог совсем уничтожить сознание, тогда все было бы
прекрасно, и Вселенная могла бы сойти за случайно создавшуюся механическую
игрушку. Но, к сожалению, материализм не может отрицать сознания и не может
его уничтожить. Он может только стараться низвести его как можно ниже,
называя его отражением действительности, сущность которой заключается в
движении.
Но как же быть тогда с тем фактом, что 'отражение' обладает в этом
случае бесконечно большей потенциальностью, чем 'действительность'?
Как это может быть? От чего отражается или в чем преломляется
действительность, так что в отраженном виде обладает бесконечно большей
потенциальностью, чем в в обыкновенном?
Последовательный 'материалист-монист' может сказать только, что
'действительность' отражается сама от себя, то есть 'одно движение'
отражается от другого движения.
Допустим, так. Но где же здесь сознание? Сознание есть нечто иное, чем
движение.
* * *
Сколько бы мы ни называли сознание -- движением, мы все-таки будем
знать, что это две разные вещи, разные по нашему восприятию их, вещи разных
миров, несоизмеримые и могущие существовать одновременно. Причем сознание
может существовать без движения, а движение не может существовать без
сознания, потому что из сознания идет необходимое условие движения -- время.
Нет сознания -- нет времени. Нет времени -- нет движения.
Мы не можем выйти из этого факта и, мысля логически, непременно должны
признавать два начала. Если же мы начинаем считать нелогичным