самое
признание двух начал, то мы должны признать как единое начало -- сознание, а
движение признать иллюзией сознания.
Что же это значит? -- Это значит, что 'монистического материализма'
быть не может. Материализм может быть только дуалистическим, то есть он
должен признавать два начала: движение и сознание. Как только он признал
одно начало, он становится идеализмом.
Но для того, чтобы мыслить идеалистически, нужно, чтобы идеализм не был
дуалистическим. Потому что как невозможен 'монистический материализм' -- так
же точно невозможен и 'дуалистический идеализм'.
Для того чтобы прийти к чистому и строгому монистическому идеализму,
необходима глубокая и коренная перестройка всех наших понятий. Здесь
возникает новая трудность.
Наши понятия связаны с языком. Язык наш глубоко дуалистичен. Это
страшный тормоз. Я уже сказал раз, как тормозит нашу мысль язык, не давая
возможности выразить отношений существующей Вселенной. На нашем языке есть
только одна вечно становящаяся Вселенная. 'Постоянное теперь' на нашем языке
выражено быть не может.
Таким образом, наш язык изображает нам заведомо ложную Вселенную.
Двойственную, когда она в действительности едина, -- и вечно становящуюся,
когда она в действительности вечно существует.
И если мы уясним себе, насколько это меняет дело, если мы поймем, до
какой степени наш язык закрывает для нас действительный вид мира, мы увидим,
что на нашем языке не только трудно, но даже абсолютно нельзя выразить
правильного отношения вещей реального мира.
Эта трудность может быть побеждена только путем образования новых
понятий и расширенных аналогий.
Дальше будут выяснены принципы и методы этого расширения, уже имеющиеся
у нас и могущие быть извлеченными из запаса нашего знания. Пока нам валено
установить одну вещь -- необходимость однообразия -- монистичность
Вселенной.
* * *
В сущности, даже безразлично, что выбрать для обозначения единства --
материю или дух. Можно стоять на том, что все материально, рассматривать
мысль как тонкую материю. И можно стоять на том, что все духовно,
рассматривать материю как создание духа. Но только необходимо стоять твердо
на чем-нибудь одном. Нельзя смешивать дух и материю. Нельзя представлять
Вселенную частью духовной и частью материальной. Это просто логически
невозможно. А если признавать одно начало у Вселенной, то совершенно
безразлично, какое, важно только знать, что это одно. Считайте мысль такой
же материальной, как стол. Здесь будет меньше ошибки, чем думать, что мысль
о столе и самый стол нечто различное, из разного материала. Вся задача
именно в том, чтобы понять и признать единство материи и духа. А в каких
терминах, под каким флагом будет сделано это признание -- это уже не
существенно. Важно, чтобы человек, смотря на стол, на материальный стол,
стоящий перед ним, ясно понимал и отдавал себе отчет, что этот стол ничем не
отличается от его мыслей. Важно, чтобы человек понимал, что материя и мысль
-- это одно и то же.
Таким образом, принципиально неважно, что считать началом: дух или
материю. Важно признавать их единство.
Но раньше было показано, что материальное представление Вселенной имеет
большие неудобства. Неудобства заключаются главным образом в том, что,
представляя себе духовный мир материальным, человек представляет его в то же
время трехмерным. А трехмерное представление духовного мира -- это уже явный
абсурд, -- ведущий к другим абсурдам.
В результате соображений о тонких состояниях материи или
психофизических эманациях человек непременно должен прийти к заключению,
'что... если и впрямь существует Господь, это есть только вид кислорода'.
Поэтому в интересах правильного мышления необходимо сразу представлять
себе началом дух, то есть сознание. Это избавит от многих ненужных блужданий
по окольным путям и по тупикам.
И раньше уже было указано, что если вообще признавать существование
сознания, то необходимо признать, что существует только одно сознание, и
больше ничего.
* * *
-- Но что же такое материя? -- спросит 'позитивист'.
Логическое понятие, то есть форма сознания, отвечу я. Вы никогда не
видали материи и никогда не увидите ее, вы только мыслите ее.
-- Ну, а вот это дерево, вещество из которого сделают стол, что это
такое?