выигрыш; а другой будет просто разрешать лежащую перед ним сложную
математическую задачу, совсем не думая о своем противнике.
Эмоция первого будет нечистой, уже по одному тому, что в ней очень
много личного и очень много чуждого, смешанного. Эмоция второго будет чистой
и совершенно не личной.
Примеры подобного разделения по внешности одинаковых эмоций мы можем
видеть постоянно в художественной, литературной, научной, общественной, даже
в духовной и религиозной деятельности людей. Во всех областях только полная
победа над личным элементом ведет человека к правильному познанию мира и
себя. Все эмоции, окрашенные элементом себя являются выпуклыми, вогнутыми
или искривленными стеклами, неправильно преломляющими лучи и искажающими вид
мира.
Правильное познание требует чистых эмоций. Чистота эмоций в
значительной степени зависит от освобождения их от элемента себя, потому что
примесь мелкого, личного, эгоистического чувства делает всякую эмоцию
нечистой.
Таким образом, задача эмоционального познания заключается в
соответствующей подготовке эмоций, служащих орудием познания.
'Будьте как дети...'
и -- 'Блаженны чистые сердцем...'
В этих евангельских словах говорится именно об очищении эмоций.
Нечистыми и личными эмоциями правильно познавать нельзя. Поэтому в интересах
правильного познания мира должна происходить эволюция эмоций, состоящая в их
очищении и возвышении. И эта эволюция может идти как бессознательно, так и
сознательно.
* * *
Последнее приводит нас к совершенно новому взгляду на мораль. Мораль,
цель которой заключается именно в том, чтобы установить систему правильного
отношения к эмоциям и содействовать их очищению и возвышению, перестает быть
в наших глазах каким-то скучным и замкнутым в себе упражнением в
добродетели.
Мы видим все огромное значение, какое мораль может иметь в нашей жизни;
мы видим значение, какое мораль имеет для познания, потому что есть эмоции,
которыми мы познаем, и есть эмоции, которыми мы заблуждаемся. Если мораль
действительно может помогать нам разбираться в них, то ценность ее
неоспорима именно с точки познания.
Есть эмоции, увеличивающие наше знание, и есть эмоции, увеличивающие
наше незнание.
Психология обыкновенного разговорного языка хорошо знает, что злоба,
ненависть, гнев, ревность -- ослепляют человека, затемняют его рассудок; она
знает, что страх сводит с ума, и пр. и пр.
Но кроме этого, мы знаем, что каждая эмоция может служить и знанию, и
незнанию.
Возьмем такую ценную и способную на очень высокую эволюцию эмоцию, как
наслаждение деятельностью. Эта эмоция является могучим двигателем культуры,
служит совершенствованию жизни и выработке всех высших способностей
человека. Но она же является причиной бесконечного количества заблуждений и
faux pas человечества, за которые ему приходится после очень горько
расплачиваться. В увлечении деятельностью человек склонен очень легко
забывать цель, ради которой он начал действовать; принимать за цель самую
деятельность; и ради сохранения деятельности жертвовать целью. Отправившись
в одном направлении, человек, сам не замечая того, поворачивает в обратное и
очень часто идет в бездну, думая, что он поднимается на высоты.
Нет ничего противоречивее, парадоксальнее человека, увлекшегося
деятельностью. Мы просто привыкли к 'человеку', и нас не поражают, как
курьезы, удивительные извращения, к каким он приходит.
Насилия во имя свободы. Насилия во имя любви. Проповедь христианства с
мечом в руке. Костры инквизиции во славу Бога милосердия. Насилия над
свободой мысли и слова со стороны служителей религии. -- Все это воплощенные
абсурды, на какие способен только человек, благодаря странной двойственности
своей души.
* * *
Правильное понимание морали в значительной степени может предохранить
нас от подобных извращений мысли. В нашей жизни вообще очень мало морали.
Европейская культура пошла путем интеллектуального развития. Интеллект
изобретал и устраивал, не думая о моральном значении своей деятельности.
Поэтому и получилось такое положение, что венцом европейской культуры как
будто являются дредноуты.
Многие думают так, и многие в силу этого отрицательно относятся ко всей
культуре. Но это тоже неправильно. Кроме дредноутов европейская