Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

с его нравственностью. Это уже

все 'черное' в его глазах. Начав с полной свободы, он очень легко,

несколькими компромиссами, убеждает себя в необходимости бороться со

свободой. Он уже начинает допускать известную цензуру мысли. Свободное

выражение мнений, противоположных его собственным, кажется ему уже почти

недопустимым... Все это может делаться из самой искренней любви к людям. Но

конец этого нам хорошо известен.

Нет тирании ожесточеннее тирании морали. Все приносится ей в жертву. И,

конечно, нет ничего более ослепляющего, чем такая тирания, чем такая

'мораль'.

И тем не менее человечеству нужна мораль. Оно ее страстно ищет и, может

быть, найдет.

* * *

Организованными формами интеллектуального познания являются: наука,

основанная на наблюдении, исчислении и опыте, и философия, основанная на

умозрительном методе рассуждений и умозаключений.

Организованными формами эмоционального познания являются: религия и

искусство. Религиозные вероучения, принимая характер 'культов', целиком

основываются на эмоциональной природе человека. Величественные храмы, пышная

одежда жрецов и священников, торжественные богослужения, процессии,

жертвоприношения, пение, музыка -- все это имеет целью известным образом

эмоционально настроить человека, вызвать в нем известные определенные

чувства. Ту же самую цель преследуют религиозные мифы, легенды,

жизнеописания, пророчества, апокалипсисы -- они все действуют на

воображение, на чувство.

Цель этого -- дать человеку Бога, дать ему мораль, то есть дать

известное познание тайной стороны мира. Религия может уклоняться от своей

цели, может служить земным интересам и целям. Но начало ее лежит в искании

правды и Бога.

Искусство служит красоте, то есть своеобразному эмоциональному

познанию. Искусство находит во всем эту красоту и заставляет человека

чувствовать ее и таким образом познавать. Искусство есть могучее средство

познания ноуменального мира, -- глубины тайн, одна поразительнее другой,

открываются взору человека, когда он держит в руках этот магический ключ.

Но стоит ему только подумать, что эта тайна не для познания, а для

наслаждения, и все чары рушатся. Как только вместо искания новой красоты в

искусстве начинается наслаждение найденной, так происходит остановка, и

искусство превращается в ненужный эстетизм, окружающий человека стеной,

которая мешает ему смотреть дальше.

Искание красоты -- цель искусства, так же как искание Бога и правды --

цель религии. И точно так же, как искусство, религия останавливается, когда

она перестает искать Бога и правду и думает, что нашла. Эта идея выражена в

Евангелии:

Ищите Царствия Божия и правды его...

* * *

Наука, философия, религия, искусство -- формы познания. Метод науки --

опыт; метод философии -- умозрение; метод религии и искусства -- моральное

или эстетическое эмоциональное внушение. Но и наука, и философия, и религия,

и искусство -- только тогда начинают действительно служить истинному

познанию, когда в них начинает проявляться интуиция. В сущности, можно

сказать, и, может быть, это будет самое верное, что цель их заключается

совсем не в том, чтобы дать людям известные знания, а в том, чтобы поднять

человека на такую высоту мышления и чувствования, чтобы у него самого

явилась интуиция.

Цель всякого познания -- переход к интуитивному познанию.

А в интуитивном познании разные формы познания -- наука, философия,

религия и искусство -- должны сливаться одно с другим, образуя единое целое,

ту теософию -- мудрость богов, к которой давно стремится человечество.

ГЛАВА XVII

Интеллектуальный метод. -- Объективное и субъективное познание. --

Изучение 'не-я' и изучение 'я'. -- Невозможность объективного исследования

'я'. -- Границы объективного познания. -- Возможность расширения

субъективного познания. -- Поглощение всего 'не-я' в 'я'. -- Идея Плотина.

-- Разные формы сознания. -- Сон (потенциальное состояние сознания). --

Сновидение (сознание, заключенное в себе самом, отраженное от себя). --

Бодрствующее сознание (дуалистическое ощущение мира, разделение 'я' и

'не-я'). -- Экстаз ('выхождение из себя'), 'турья' (абсолютное сознание

всего как себя). -- 'Капля, поглощающая океан'. -- 'Нирвана'.