Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

Установив принцип возможного объединения в интуиции или при помощи

интуиции форм нашего познания, мы должны посмотреть, не осуществляется ли

где-нибудь это объединение; каким образом оно может произойти, и произойдет

ли оно в совершенно новой форме, или одна из существующих включит в себя

остальные.

Для этого мы должны вернуться к основным началам нашего познания и

сравнить возможные шансы на развитие разных путей. То есть по возможности

выяснить, какой путь и каким образом скорее всего приводит к интуиции.

Относительно эмоционального пути мы это до некоторой степени

установили: рост эмоций, их очищение и освобождение от личных элементов

должно вести к сверхличному познанию и к интуиции.

Но каким образом может прийти к интуиции интеллектуальный путь?

Мы знаем, что мы познаем интеллектуально, мы познаем или субъективно,

или объективно. Субъективно, как часть себя, объективно, как часть не себя.

Мы должны рассмотреть, какое знание, субъективное или объективное,

имеет большие шансы на развитие, -- и какое из них скорее может привести к

интуиции.

Прежде всего: что такое интуиция?

Интуиция есть непосредственное познание, внутренним чувством, прямо

сознанием. Я непосредственно ощущаю свою боль, интуиция может дать мне

возможность ощутить, как свою, боль другого человека. Таким образом,

интуиция сама по себе есть расширение субъективного познания. Но, может

быть, возможно интуитивное расширение объективного познания. Мы должны

рассмотреть сущность объективного познания.

Наше субъективное знание заключается в науке и в философии.

Субъективный опыт -- наука все время принимала как данное, не могущее быть

измененным, но 'сомнительное' и нуждающееся в проверке и в подтверждении

объективным методом. Наука изучала мир как объективное явление и как такое

же объективное явление стремилась изучать 'я' с его свойствами.

С другой стороны, одновременно с этим шло изучение 'я', так сказать,

изнутри. Но этому изучению никогда не придавалось особенно большого

значения. Пределы субъективного познания, то есть пределы 'я', считались

строго ограниченными, установленными и неизменными. Только для объективного

знания признавалась возможность расширения.

Мы должны посмотреть, нет ли в этом ошибки действительно ли возможно

расширение объективного познания и действительно ли ограничено субъективное.

Развиваясь, наука, то есть объективное знание, везде наталкивается на

препятствия. Наука изучает феномены; как только она пытается перейти к

изучению причин, она видит перед собой стену неизвестного и для нее

непознаваемого. Вопрос заключается в том, что это непознаваемое абсолютно

непознаваемо или непознаваемо только для объективных методов нашей науки.

Пока дело имеет такой вид: количество неизвестных фактов во всех

областях научного знания быстро растет, и неизвестное грозит поглотить

известное или принимаемое за известное. Прогресс науки, особенно последнее

время, можно определить, как очень быстрый рост областей незнания. Незнание,

конечно, и прежде было не меньше, чем теперь. Но раньше оно не так ярко

сознавалось -- тогда наука не знала, чего она не знает. Теперь она все

больше и больше узнает это, |все больше и больше узнает свою условность. Еще

[немного, и у каждой отдельной отрасли науки то, чегo она не знает, станет

больше того, что она знает.

В каждой области наука сама начинает отрицать свои основания. Еще

немного, и наука в целом спросит себя: где же я?

Позитивная философия, которая ставила своей задачей выводить общие

заключения из того, что знает каждая отдельная наука и все они вместе, --

почувствует себя обязанной вывести заключение из того, чего науки не знают.

И тогда весь мир увидит перед собой колосса с глиняными ногами или, скорее,

совсем без ног, с огромным туманным туловищем, висящим в воздухе.

Идеалистическая философия давно видит отсутствие ног у этого колосса,

но большинство культурного человечества находится под гипнозом позитивизма,

видящего что-то на месте этих ног. С этой иллюзией скоро придется

расстаться. Математика, лежащая в основе позитивных знаний, на которую с

гордостью указывает точное знание как на своего подданного и вассала, в

сущности, отрицает весь позитивизм и утверждает идеализм. Математика