сознания будут:
потенциальное состояние сознания, сознание в возможности (сон); иллюзорное
состояние сознания (видение снов), то есть не разделение 'я' и 'не-я',
объективирование своих образов представления; затем: 'ясное сознание'
(бодрствующее состояние', разделение 'я' и 'не-я' -- и, наконец, неизвестное
четвертое состояние сознания, о котором наша научная психология имеет очень
смутное представление, экстаз.
Джордж Мид в введении к Тейлоровскому переводу Плотина, сближает
терминологию Шанкарачария, учителя школы Адвайта-Веданта древней Индии, с
терминологией Плотина.
Первое или духовное состояние был экстаз; из экстаза сознание забылось
в глубоком сне; из глубокого сна очнулось в бессознательности, но все-таки
внутри себя, во внутреннем мире сновидений, от сновидений оно перешло,
наконец, в бодрствующее состояние, во внешний мир чувств.
Экстаз -- это термин Плотина. Он совершенно тождествен с турьей древних
индусов.
Идея индийских философов и Плотина заключается в том, что 'абсолютное
сознание' (то есть космическое или мировое сознание), дробясь на отдельные
'лучи' или 'искры', как бы засыпает, превращается в свой собственный
потенциал, повторенный бесконечное число раз, -- то есть создает бесконечное
количество возможностей сознания. Из этого состояния, 'лучи', собираясь
вместе, но оставаясь замкнутыми в себе, создают 'субъективное' состояние
отраженного сознания сновидения. Дальше сознание 'пробуждается', окруженное
тем, что конструируют его органы чувств и воспринимательный аппарат в
феноменальном мире; оно различает 'субъективное' от 'объективного',
разделяет мир на 'я' и 'не-я' -- и отличает от 'действительности' свои
образы представления. Оно признает феноменальный объективный мир реальностью
и сновидения нереальностью и вместе с ними считает как бы нереальным весь
субъективный мир. Свое смутное ощущение реальных вещей, лежащих за тем, что
конструировано органами чувств, то есть ощущения мира ноуменов, сознание как
бы сближает со сновидениями, то есть с нереальным, воображаемым,
абстрактным, субъективным, и считает реальным только феномены.
Затем разными путями начинает осуществляться возможность, заложенная в
каждую 'искру', в каждый луч, то есть каждое отдельное сознание начинает
приближаться к абсолютному. Постепенно убеждаясь в нереальности феноменов и
в реальности того, что лежит за ними, -- сознание освобождается от миража
феноменов, видит, что весь феноменальный мир в сущности тоже субъективен,
что настоящие реальности лежат глубже. Тогда в сознании происходит полный
переворот всех представлений о реальности. То, что раньше считалось
реальным, становится нереальным, а то, что считалось нереальным, делается
реальным. И сознание переходит, то есть возвращается в состояние абсолютного
сознания, из которого вышло.
Переход в абсолютное состояние сознания -- это и есть 'слияние с
Божеством', 'видение Бога', 'ощущение Царства Небесного', переход в
Нирвану'. Все эти выражения мистических религий передают психологический
факт расширения сознания, такого расширения, что сознание все поглощает в
себя.
С. В. Ледбитер в статье 'Some Notes on Higher Planes. Nirvana'
('Заметки о высших планах. Нирвана'), 'The Theosophist', July 1910, пишет:
Сэр Эдвин Арнольд писал о блаженном состоянии, когда 'отдельные капли
сливаются в сияющем море'. Но кто прошел сам через этот чудесный опыт,
знает, что, как ни парадоксально это может казаться, ощущение в
действительности совершенно противоположно тому, что говорит сэр Эдвин
Арнольд, -- и, что гораздо ближе, это ощущение можно описать, сказав, что
океан каким-то образом вливается в каплю!
Это сознание, широкое, как море, 'с центром везде и с окружностью
нигде', -- есть великий факт. Но, когда человек достигает его, ему кажется,
что его сознание расширилось настолько, что оно может взять все это в себя,
а не то что оно погружается во что-то другое.
Это поглощение океана каплей происходит потому, что сознание никогда не
теряется, то есть не исчезает, не гаснет. Когда вам кажется, что сознание
гаснет, в действительности оно только изменяет форму, перестает быть
аналогичным нашему, -- и мы теряем средства убедиться в его существовании.
У нас нет никаких определенных данных думать,