что оно исчезает. Для
того чтобы выйти из поля нашего возможного наблюдения, ему достаточно
немного измениться.
В мире объективном слияние капли с океаном, конечно, ведет к
уничтожению капли, к поглощению ее океаном. Другого порядка вещей мы никогда
не наблюдали в объективном мире, и поэтому мы рисуем его себе. Но в
реальном, то есть в субъективном, мире непременно должен существовать и
действовать другой порядок. Капля сознания, сливаясь с океаном сознания,
познает его, но сама от этого не перестает быть. Поэтому, несомненно, океан
поглощается каплей.
* * *
В 'Письме к Флакку' Плотина мы находим поразительный очерк психологии и
теории познания, основанный именно на идее расширения 'я'.
'Внешние объекты представляются нам только как видимости. Поэтому
относительно них у нас есть скорее мнения, чем знания. Различия в мире
видимостей важны только обыкновенным и практическим людям. Наши вопросы
относятся к идеальной реальности, которая лежит за видимостью. Каким образом
ум воспринимает эти идеи? Лежат ли они вне нас, и занимается ли рассудок,
подобно чувству, объектами, внешними ему самому? Какую уверенность можем мы
тогда иметь, что наше восприятие непогрешимо? Воспринимаемый объект будет
тогда чем-то отличным от воспринимающего его ума. И мы будем иметь образ
вместо реальности. Но было бы чудовищно поверить даже на мгновение, что ум
не способен воспринимать идеальную истину так, как она есть, и что у нас нет
уверенности и реального знания относительно мира разума. Из этого следует,
что эта область истины не может быть исследуема, как вещь внешняя нам и
поэтому только несовершенно познаваемая. Она внутри нас. И в этой области
созерцаемые объекты и то, что созерцает, тождественно -- и то и другое есть
мысль. Субъект не может познавать объект, отличный от себя. Мир идей лежит
внутри нашего разума. Поэтому истина не есть совпадение нашего восприятия
внешнего объекта с самим объектом. Это есть совпадение ума с самим собой.
Поэтому сознание есть единственное основание достоверности. Ум есть свой
собственный свидетель. То, что выше его, рассудок видит в себе, как свой
источник, и то, что ниже его, он тоже видит в себе'.
'Познание имеет три степени -- мнение, знание и просветление. Средство
или орудие первого есть чувство; второго -- диалектика; третьего --
интуиция. Рассудок я подчиняю интуиции. Это есть абсолютное познание,
основанное на тожестве познающего ума с познаваемым объектом...'
'Существует излучение из всех порядков существования, внешняя эманация
от неисповедимого Единого. Потом опять обратный импульс, притягивающий все
вверх и втягивающий внутрь, в центр, откуда все вышло... Мудрый человек
признает идею добра внутри себя. И эту идею он развивает, удаляясь в святое
место своей собственной души. Тот, кто не понимает, как душа содержит
прекрасное внутри себя, ищет его во вне. Но в действительности для этой цели
он должен бы был сосредоточивать и упрощать внешнее, расширяя свое существо,
-- и вместо того, чтобы уходить в многообразное, он должен был бы оставить
его и идти к Единому и плыть таким образом вверх к божественному роднику
существования, бьющему внутри нас'.
'Ты спрашиваешь, как мы можем познать бесконечное? Я отвечу, не
рассудком. Обязанность рассудка различать и определять границы. Поэтому
бесконечное не может быть поставлено в ряду его объектов. Ты можешь
воспринять бесконечное только способностью выше рассудка, вступив в
состояние, в котором ты перестанешь быть конечным самим собой, -- ив котором
с тобой сообщится божественная сущность. Это есть экстаз. Это освобождение
твоего ума от его конечного сознания. Только подобное может воспринять
подобное. И когда ты таким образом перестанешь быть конечным, ты станешь
одним с бесконечным. Приводя свою душу в ее высшему простейшему 'я', к ее
божественной сущности, ты реализуешь это единство -- это тождество'.
'Но это возвышенное состояние не может быть длительным. Только время от
времени мы можем наслаждаться этим подъемом над границами тела и мира. Я сам
испытывал его до сих пор только три раза, а Порфирий ни разу'.
'Все, кто клонится к очищению и возвышению ума, поможет тебе в этом
достижении и облегчит приближение и совершение этих счастливых моментов.
Поэтому есть различные дороги, которые