а только, так сказать, разрезы
действительности.
Как связать идею об отсутствии постоянных величин с идеей неподвижной
Вселенной? На первый взгляд одно противоречит другому. Но в действительности
этого противоречия нет.
Мы раньше подробно разбирали, как идея движения вытекает из нашего
чувства времени, то есть из несовершенства нашего чувства пространства.
Если бы наше чувство пространства было совершеннее, мы по отношению к
любому предметы, скажем к данному человеческому телу, охватывали бы всю его
жизнь во времени, от рождения до смерти. Тогда в пределах нашего охвата оно
было бы для нас постоянной величиной. Но теперь, в каждый данный момент
своей жизни, оно есть для нас не постоянная, а переменная величина. И то,
что мы называем телом, в действительности не существует. Это есть только
разрез четырехмерного тела, которого мы никогда не видим. Мы должны помнить,
что весь наш трехмерный мир в действительности не существует. Это есть
создание наших несовершенных чувств. Результат их несовершенности. Это не
есть мир. А только то, что мы видим из мира. Трехмерный мир -- это есть
четырехмерный мир, наблюдаемый через узкую щелку наших чувств. Поэтому все
величины, которые мы считаем таковыми в трехмерном мире, -- не есть реальные
величины, а только искусственно предположенные.
Они не существуют реально, так же как не существует реально настоящее.
Мы уже говорили об этом раньше. Настоящим мы называем переход из будущего в
прошедшее. Но этот переход не имеет протяжения. Поэтому настоящее не
существует. Существует только будущее и прошедшее.
Таким образом, постоянные величины в трехмерном мире это абстракция.
Точно так же как движение в трехмерном мире есть в сущности абстракция. В
трехмерном мире нет изменения, нет движения. Для того чтобы мыслить
движение, нам уже нужен четырехмерный мир. Трехмерный мир в действительности
не существует, или существует один идеальный момент. В следующий идеальный
момент существует уже другой трехмерный мир. Поэтому величина А в следующий
момент есть уже не А, а В, в следующий момент С и т.д. до бесконечности. Она
равна самой себе только один идеальный момент. Иначе говоря, внутри каждого
идеального момента аксиомы математики верны, для сравнения двух идеальных
моментов они только условны, как условна логика Бэкона в сравнении с логикой
Аристотеля. Во времени, то есть по отношению к величинам, с точки зрения
идеального момента переменным, они неверны.
Идея постоянности и переменности вытекает из невозможности для нашего
ограниченного разума постигнуть вещь не в разрезе. Если далее мы постигнем
вещь в четырех измерениях, скажем человеческое тело от рождения до смерти,
то это будет целое и постоянное, разрез которого мы называем меняющимся во
времени человеческим телом. Момент жизни, то есть тело, как мы его знаем в
трехмерном мире, это есть точка на бесконечной линии.
Если бы мы могли постигнуть это тело в вечности, то мы знали бы его как
абсолютно постоянную величину со всем разнообразием форм, состояний и
положений, но тогда к этой постоянной величине были бы не применимы аксиомы
нашей математики, потому что это была бы бесконечная величина.
Эту бесконечную величину мы постигнуть не можем. Всегда постигаем
только ее разрез. И к этому воображаемому разрезу Вселенной относятся наша
математика и логика.
ГЛАВА XIX
Переход к высшей логике у человека. -- Необходимость отказаться от
всего 'реального'. -- 'Нищета духом'. -- Признание реальным только
бесконечного. -- Законы бесконечного. -- 'Оrgаnon' Аристотеля и 'Novum
Organum' Бэкона. -- Логика бесконечного -- Tertium Organum. -- Высшая логика
как орудие мысли, как ключ к тайнам природы, к скрытой стороне жизни, к миру
ноуменов. -- Определение мира ноуменов на основании всего предыдущего. --
Ощущение ноуменального мира неподготовленным сознанием. -- 'Трижды
непознаваемая тьма, созерцание которой способно всякое знание превратить в
неведение'.
Все сказанное относительно математических величин относится также к
логическим понятиям. Конечные математические величины и логические понятия
подчинены одним законам.
Мы выяснили теперь, что законы, найденные нами в пространстве трех
измерений и действующие в этом пространстве, не применимы, неправильны и
неверны в пространстве большого числа