Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

В 'теософической' литературе, в книгах Анни Безант и Ледбитера часто

говорится о том, что, переходя в 'астральный' мир, человек начинает видеть

новые краски, каких нет в солнечном спектре. В этой изящной символике новых

красок 'астральной сферы' передается именно мысль о новых эмоциях, которые

человек начинает испытывать вместе с ощущением расширенного сознания,

'океана, вливающегося в каплю'. Это 'невероятное блаженство', о котором

говорят мистики, небесный свет, который 'видят' святые, 'новые ощущения',

которые испытывают поэты. Даже разговорная психология связывает 'экстаз' с

совершенно особенными, новыми ощущениями, недоступными и неизвестными

человеку в обыкновенной жизни.

Это ощущение света и безграничной радости испытывается в момент

раскрытия сознания (раскрытия мистического лотоса индийских йоги), в момент

ощущения бесконечности, которое дает ощущение тьмы и безграничного ужаса.

Что же это значит?

Как согласовать ощущение света с ощущением тьмы, ощущение радости с

ощущением ужаса? Может ли это быть одновременно? Бывает ли одновременно?

Бывает, и непременно должно бывать. Мистическая литература дает нам

примеры этого. Одновременное ощущение света и тьмы, радости и ужаса как

будто символизирует странную двойственность и противоречивость человеческой

природы. Оно может быть у человека очень сильно раздвоившегося, одной

стороной своей природы далеко ушедшего в 'дух' и другой стороной глубоко

погруженного в 'материю', то есть в иллюзию, в нереальность чересчур глубоко

верящего в реальность нереального.

Говоря вообще, ощущение света жизни, разлитого во всем сознании и

радости, даст новый мир. Но тот же самый мир неподготовленному уму даст

ощущение бесконечной тьмы и ужаса. Кроме того, ощущение ужаса должна дать

потеря всего реального, исчезновение этого мира.

Для того чтобы не испытывать ужаса от нового мира, нужно знать его

раньше или эмоционально: верой или любовью --, или интеллектуально -- умом.

А чтобы не испытать ужаса от потери старого мира, нужно от него

добровольно отказаться заранее, тоже или верой, или умом.

Нужно добровольно отказаться от всего прекрасного, светлого мира, в

котором мы живем, нужно признать, что это призрак, фантом, нереальность,

обман, иллюзия, майя. Нужно примириться с этой нереальностью, не бояться ее,

а радоваться ей. Нужно лишиться всего. Нужно стать нищим духом, то есть

сделать себя совершенно нищим усилием своего духа.

В прекрасном евангельском символе выражена глубочайшая философская

истина.

Блаженны нищим духом, ибо их есть Царство Небесное.

Раньше говорилось, что может значить мистическое выражение Царство

Небесное (Нирвана). 'Нищие', конечно, не значит бедные материально в

житейском смысле слова. Это нищета полная, абсолютная, такая нищета, при

которой человек не имеет под ногами земли, а над головой неба.

Лисицы имеют норы и птицы небесные -- гнезда,

а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову.

Такая нищета, при которой человек совершенно один, потому что других

людей, даже самых близких, отца, мать, здесь на земле он считает фантомами,

призраками и отказывается от них, потому что за этими фантомами он видит

реальные сущности, к которым стремится, точно так же, как, отказываясь от

феноменального мира, он приближается к истинно реальному.

Момент перехода -- этот страшный момент потери старого и раскрытия

нового, в бесконечном числе аллегорий изображался в древней литературе.

Облегчение этого перехода составляло цель мистерий. В Индии, в Египте, в

Греции существовали особые подготовительные ритуалы, иногда только

символические, иногда реальные, действительно подводившие душу к самым

дверям нового мира и раскрывавшие эти двери в момент посвящения. Но внешние

обряды и церемонии всегда и во всем имеют только поверхностное значение.

Главная работа должны была идти внутри, в душе и в уме человека.

* * *

Каким же образом логика может помочь человеку перейти к сознанию этого

нового, высшего мира?

Мы видели, что математика, собственно, уже нашла путь в этот высший

порядок вещей. Проникая туда, она, прежде всего, отказывается от своих

основных аксиом 'тождества и противоречия'.

В мире бесконечных и текучих величин -- величина может быть неравна

самой себе;