только наше неправильное представление о мире.
ГЛАВА XX
Теософия Макса Мюллера. -- Древняя Индия. -- Философия Веданты. -- Tat
tvam asi. -- Познание расширенным сознанием как реальность. -- Мистика
разных веков и народов. -- Единство переживаний. -- 'Tertium Organum' как
ключ к мистике. -- Признаки ноуменального мира. -- Трактат Плотина 'О
Красоте' как непонятная система высшей логики. -- Просветления Якова Беме.
-- 'Арфа со многими струнами, из которых каждая струна такая же Арфа'. --
Мистика 'Добротолюбия', св. -- Авва Дорофей и другие. -- Климент
Александрийский. -- Лао-цзы и Чжуан-цзы. -- 'Свет на Пути' и 'Голос
Безмолвия'. -- Мусульманские мистики. -- Поэзия суфиев. -- Мистические
состояния под наркозом. -- Анестезическое откровение. -- Опыты проф. --
Джемса. -- Достоевский о 'времени' ('Идиот'). -- Влияние природы на душу
человека.
Проследить исторически ход развития идей и систем, основанных на высшей
логике или вытекающих из нее, было бы, конечно, в высшей степени важно и
интересно. Но это очень трудно, почти невозможно сделать, потому что мы, в
сущности, совершенно не знаем времени возникновения и способов передачи и
преемственности идей в древних философских системах и религиозных учениях.
Относительно путей этой преемственности существует очень много догадок и
предположений и даже очень много мифологии. Многие из этих догадок и
предположений считаются несомненными, пока не являются новые, их
опровергающие. Относительно многих вопросов мнения исследователей крайне
разнообразны -- и разобраться в этом хаосе вообще очень трудно. Поэтому я
совсем не буду останавливаться на вопросе о преемственности идей ни с
исторической, ни с какой другой точки зрения.
Вместе с тем предлагаемый очерк систем, относящихся к миру причин, не
претендует на полноту. Это не 'история мысли', а только примеры течений
мысли, приводивших к тем же результатам, к каким мы пришли в этой книге.
В книге 'Теософия или психологическая религия' ('Theosophy or
Psychological Religion') известный ученый Макс Мюллер дает очень интересный
анализ мистических религий и близких к ним философских систем. Особенно
долго он останавливается на Индии и на ее учениях.
'Чего мы нигде не можем изучать, кроме Индии, -- говорит он, -- это
всепоглощающего влияния, какое религия и философия могут иметь на
человеческий ум. Насколько мы можем судить, в Индии большой класс людей, не
только священники и не только люди благородного происхождения, даже не
только мужчины, но и женщины, никогда не смотрели на свою жизнь на земле как
на что-либо реальное. Реальным для них была невидимая, грядущая жизнь. То
реальное, что единственно дает некоторый признак реальности этому
нереальному феноменальному миру, составляло тему их рассуждений,
образовывало предмет их размышлений. И человека, относительно которого
думали, что он нашел новый луч истины, посещали молодые и старые, чтили
принцы и короли; даже больше: его считали гораздо выше королей и принцев.
Эта сторона жизни древней Индии заслуживает изучения, потому что нигде не
было ничего подобного во всем мире, даже в Греции и Палестине.
Я знаю хорошо, -- говорит М. Мюллер дальше, -- что никогда вся нация не
может состоять из философов и метафизических мечтателей..., но мы не должны
забывать, что через всю историю именно немногие, а никак не большинство
налагают свой отпечаток на нацию и имеют право представлять ее как целое.
Что мы знаем о Греции времен ионических и элеатических философов, кроме
изречений семи мудрецов? Что мы знаем о евреях времени Моисея, кроме
преданий, сохраненных в законах и в книгах пророков? Именно пророки, поэты,
законодатели и учителя, как бы мало ни было их число, говорят во имя народа
и представляют большинство, стоящее сзади них, выражают его мысли и его
чувства.
Подлинная индийская философия даже в том зачаточном состоянии, в каком
мы находим ее в Упанишадах, стоит совершенно самостоятельно. И если мы
спросим, в чем заключается высшая идея учения Упанишад, мы можем выразить
это в трех словах, как это было выражено величайшими учителями Веданты
(Веданта -- конец Вед, конспект и комментарии к Ведам) -- именно Tat tvam
asi. Это значит: ты есть то. Словом то в этой фразе обозначается