божеской природой приходит
внезапно, как результат необъяснимой интуиции или воспоминания. Иногда к
тому же самому результату приводит человеческий ум, сила логических
рассуждений. Если Бога признать как Бесконечное в природе, душу как
Бесконечное в человеке, то из этого должно следовать, что не может быть двух
бесконечностей. Через ту же самую фазу мысли проходили элеатические
философы: если есть Бесконечное, говорили они, оно должно быть одно, потому
что если бы их было два, то одно было бы конечным по отношению к другому. Но
то, что существует, бесконечно, и другого такого быть не может. Поэтому то,
что существует, едино.
Ничего не может быть определеннее монизма элеатической школы, и для нее
было бы непостижимо допущение различия между душой. Бесконечным в человеке и
Богом -- Бесконечным в природе.
В Индии это выражалось так, что Брама и Атман (дух) по своей природе
одно и то же.
Точно так же, -- говорит М. Мюллер, -- и первые христиане, по крайней
мере те, которые были воспитаны в школах философии неоплатоников, имели
первую идею того, что если душа бесконечна и бессмертна по своей природе, то
она не может быть ничем кроме Бога, но что она должна быть Богом и в Боге.
Ап. Павел дал собственное смелое выражение этому верованию или познанию,
произнеся слова, смутившие многих теологов:
Мы Им живем и движемся, и существуем.
Если бы кто-нибудь другой произнес эти слова, это было бы названо
пантеизмом. И, без сомнения, это есть пантеизм, хотя в то же время -- ключ
ко всему христианству. Человек как сын Божий это только метафора. Но
первоначально это выражение заключало в себе ту же самую идею... И когда
ставился вопрос, каким образом люди потеряли сознание того, что они сыны
Божий, христианство отвечало: вследствие греха, а Упанишады отвечали:
вследствие авидьи, незнания. Это показывает близость и в то же время
характерное различие между двумя религиями. Вопрос о том, каким образом
незнание наложило свою власть на человеческую душу и заставило воображать,
что она может жить, или двигаться, или иметь бытие отдельно от Брамы --
остается в индийской философии без ответа, так же как в христианстве вопрос,
каким образом грех впервые пришел в мир'.
* * *
'Как западная, так и восточная философия, -- говорит М. Мюллер, --
начинается от одного общего исходного пункта, именно из убеждения, что наше
обычное знание ненадежно и неверно или даже совершенно ложно. Это восстание
человеческого ума против самого себя есть первый шаг во всей философии.
На нашем собственном философском языке мы можем поставить вопрос так:
каким образом реальное стало феноменальным и каким образом феноменальное
может стать опять реальным? Или, другими словами: каким образом бесконечное
превратилось в конечное, каким образом вечное превратилось во временное и
каким образом временное вернется к своей вечной природе? Или, высказывая это
более привычным языком: каким образом был сотворен мир и каким образом он
опять может прийти к небытию?
Незнание, или авидья, признается причиной феноменальной видимости.
В Упанишадах меняется значение Брамы. Иногда это почти объективный Бог,
существующий отдельно от мира. Но затем мы видим Браму как сущность всех
вещей... и душа, не чувствуя себя более отделенной от этой сущности, учит
высший урок всей доктрины Веданты: Tat tvam asi. Ты есть то, то есть Ты,
который в течение известного времени казался чем-то отдельным, самим собой,
на самом деле не есть что-либо отдельное от божественной сущности. Знать
Браму -- значит быть Брамой.
Почти теми же самыми словами, как греческие философы элеатической школы
или немецкие мистики четырнадцатого столетия, ведантисты доказывают, что
было бы противоречиво допустить существование чего-нибудь, кроме
бесконечного или Брамы, который есть Все во Всем, и что поэтому душа не
может быть ничем, отличным от него, не может требовать себе отдельного и
независимого существования.
Браму можно мыслить, только как совершенного и поэтому неизбежного --
поэтому и душу нельзя мыслить как реальное видоизменение или ухудшение
Брамы.
И затем, раз Брама не имеет ни начала, ни конца и не может иметь частей
-- душа не может быть частью Брамы, но весь Брама должен присутствовать в
каждой индивидуальной душе. Это то же самое, что учение