Плотина, который
утверждал с равной основательностью, что Истинное Существо в целом
присутствует в каждой части Вселенной.
Философия Веданты стоит на том, что душа и Абсолютное Существо, или
Брама, едины по своей сущности.
Основной принцип философии Веданты заключается в том, что в
действительности не существует и не может существовать ничего, кроме Брамы,
что Брама есть все...
В Индии, как и везде, человек сначала воображает, что он индивидуально,
телесно и духовно есть нечто существующее и что все вещи внешнего мира также
существуют как объекты. Но идеалистическая философия поколебала этот старый,
как мир, предрассудок в Индии более основательно, чем где-либо.
Незнание (создающее разделение между индивидуальной душой и Брамой)
может быть побеждено только знанием. И это знание, или видья, дается
Ведантой, которая показывает, что все наше обычное знание есть просто
результат невежества или незнания, что оно неверно, обманчиво и бренно или,
как мы можем это выразить, феноменально, относительно и условно. Истинное
знание или полное проникновение не может быть достигнуто путем чувственного
восприятия -- или путем умозаключений. Согласно ведантистам, только одно
шрути, или откровение, может дать истинное знание и удалить незнание,
свойственное человеческой природе.
О Браме ничего не может быть сказано кроме того, что он есть и
вследствие нашего незнания кажется тем или другим.
Когда одного великого индийского мудреца попросили описать Браму -- он
замолчал и сидел молча. Это был его ответ.
Ничто, что существует (в нашем, чувственном смысле этого слова), не
может быть Брамой, потому что оно может не существовать, а Брама не может не
существовать'.
* * *
'Мы не можем, -- говорит М. Мюллер, -- не признать метафизической
смелости и логической последовательности этой философии. Если Брама есть все
во всем. Единое без чего-либо другого, то ни о чем, что существует, нельзя
сказать, что оно не есть Брама. Нет места для чего-либо вне Бесконечности и
Всеобщего, и нет места для двух бесконечностей, для бесконечного в природе и
для бесконечного в человеке. Есть только одна Бесконечность, один Брама. Это
начало и конец Веданты.
Часто цитируются, как самое краткое изложение идей Веданты, две строчки
комментатора и толкователя Веданты Шанкара.
Брама -- истинен, мир -- ложен.
Душа есть Брама, и ничто иное.
Это действительно все содержание Веданты. Оно значит, что то, что
истинно и реально существует, есть Брама, Единое, Абсолютное Существо; мир
ложен; или, скорее, не есть то, чем кажется; то есть все то, что
представляется нам нашими чувствами, феноменально и относительно, и не может
быть ничем другим. Душа каждого человека в действительности есть не что
иное, как Брама'.
Относительно происхождения мира два знаменитых толкователя Веданты
Шанкара и Рамануджа расходятся между собою. Рамануджа держится теории
эволюции, Шанкара -- теории иллюзии.
Необходимо отметить, -- говорит М. Мюллер, -- что ведантисты не идут
так далеко, как некоторые буддийские философы, которые смотрят на
феноменальный мир как просто на ничто. Их мир реален, только он не таков,
каким кажется. Шанкара устанавливает для феноменального мира реальность,
достаточную для всех практических целей, достаточную для устройства нашей
практической жизни и наших моральных обязанностей.
Это завеса. Но философия Веданты учит нас, что вечный свет, находящийся
за этой завесой, может быть более или менее ясно виден при помощи
философского знания. Его можно увидеть, потому что в действительности он
всегда там'.
* * *
Хотя совершенно различными путями ведантисты на самом деле приходят в
конце концов к тому же самому результату, как Кант и более новые философы,
которые вместе с Кантом держатся мнения, что 'наш опыт дает нам стороны
Безусловного только так, как он является в условиях нашего сознания'. Эти
условия или ограничения человеческого сознания в Индии назывались авидья; их
результат есть Майя, иллюзорный мир.
'Может показаться странным, -- говорит М. Мюллер, -- что результаты
философии Канта и его последователей как бы предупреждены и предвидены в
различных выражениях Упанишад и в философии Веданты древней Индии'.
* * *
В главах о Логосе и о христианской