все, что в первых видениях являлось ему
хаотическим и многообразным, было теперь сознано им как единство, как Арфа с
многими струнами, из которых каждая струна отдельный инструмент, и все
вместе опять одна Арфа. Он узнал теперь божественный порядок природы и
узнал, как от ствола дерева жизни возникают различные ветви, несущие
разнообразные листья, цветы и плоды, -- и он почувствовал необходимость
написать все, что он видел, и сохранить написанное.
Он сам об этом окончательном и полном просветлении рассказывает
следующим образом:
Дверь открылась передо мной, и в четверть часа я увидел и узнал больше,
чем если бы я много лет провел в университетах, -- чему я чрезвычайно
радовался и возносил хвалу Богу. Потому что я увидел и узнал существо всех
существ, восхождение и захождение и вечное зарождение Святой Троицы,
происхождение и начало мира и всех творений от божественной мудрости... И я
увидел и узнал всю творящую сущность, как в добре, так и во зле, и
происхождение, и существование добра и зла; и увидел, и узнал, как рождает
плодовитое чрево вечности. И я не только крайне изумлялся всему этому, но и
чрезвычайно радовался.
Описывая 'просветления', Беме в одном из своих сочинений пишет:
Внезапно... мой дух прорвался... до самого глубокого внутреннего
зарождения Божества, и там я был обнят с любовью таким объятием, каким
обнимает жениха нежно любимая невеста. Но величие торжества, бывшее в духе,
я не могу выразить ни устно, ни письменно, и ни с чем это нельзя сравнить,
кроме как с жизнью, зарождаемой среди смерти, -- и это подобно воскресению
из мертвых. В этом свете мой дух внезапно увидел сквозь все, и проник во все
творения, и увидел все в них и даже в траве и листьях, и я узнал Бога, --
кто он, и как он действует, и какова его воля. И внезапно в этом свете
могущественным толчком моя воля была направлена на то, чтобы описать
существо Бога. Но так как я не мог сразу охватить глубочайшее рождение Бога
в их существе и понять их в моем рассудке, то прошло двенадцать лет, прежде
чем дано было мне ясное понимание их. И со мной произошло, как с молодым
деревом, которое посажено в землю и сначала молодо и нежно и радует глаз,
разрастаясь... Но оно не приносит плодов сейчас же, и, хотя оно цветет, они
отпадают, и много холодных ветров будут дуть на него, и падать снега, и
дышать морозы, пока оно достигнет полного роста и начнет приносить плоды.
Книги Беме полны удивления перед теми тайнами, которые он узнал.
'Я был так же несведущ относительно скрытых тайн, -- пишет он, -- как
самый простой человек, но моя дева чудес Божиих научила меня, что я должен
написать о его чудесах, хотя все-таки моей целью, когда я начал писать это,
было записать то, что я узнал, для памяти, для себя...'
'Не я, который есть я, знаю эти вещи, -- говорит он, -- но Бог знает их
во мне'.
'Если вы увидите вашу собственную природу, и внешний мир, и что
происходит там, вы найдете, что вы по отношению в вашему внешнему существу
есть этот внешний мир'.
* * *
Замечательны его 'Диалоги' Ученика и Учителя, под которыми нужно
понимать низшее и высшее сознание человека (Цит. из английского перевода
Dialogues on the Super-sensual Life by Jacob Behmen.).
...Ученик спросил своего учителя:
-- Как могу я достигнуть сверхчувственной жизни так, чтобы видеть Бога,
и слышать, и говорить с ним?
Его Учитель сказал:
-- Когда ты будешь в состоянии хотя бы на минуту заставить себя войти
туда, где не живет ни одно живое существо, ты услышишь Бога.
Ученик. Близко это или далеко?
Учитель. Это в тебе, и, если ты можешь на время остановить свои мысли и
желания, ты услышишь невыразимые слова Бога.
Ученик. Как могу я услышать речь Бога, когда я не буду ни думать, ни
желать?
Учитель. Когда ты не будешь ни думать от себя самого, ни желать от себя
самого. Когда твой ум и воля станут спокойны и пассивно отдадутся восприятию
выражений Вечного Слова и Духа, и когда твоя душа расправит крылья и
поднимется над тем, что временно... И когда ты отвлеченным мышлением запрешь
на замок воображение и внешние чувства, тогда Вечный Слух, Зрение и Речь
откроются в тебе, и Бог услышит и увидит через тебя, потому что теперь ты
будешь органом его Духа, и Бог будет говорить в тебе и будет шептать твоему
Духу, и твой