произнесла в
слезах: Господи, я недостойна, так как я действительно поднялась на такую
высоту, какой не была достойна. Для меня стало ясно, что за эти полчаса я
служила Богу более действенным образом, чем когда бы то ни было, и как я
даже не смела раньше мечтать. Через меня он свершил нечто -- что именно и по
отношению к кому, не знаю, -употребив на это все страдание, на какое я была
способна.
В то время, как я приходила в сознание, я спрашивала себя, почему в
момент такого глубокого прозрения я ничего не увидели из того, что верующие
называют любовью Божьей, а только одну беспощадность. Тогда я услышала
ответ, который сразу поняла: 'Познание и Любовь -- одно, а страдание мера
их'. Я привожу слова эти в том виде, в каком они для меня прозвучали. После
этого я окончательно вернулась в действительность, в мир, который казался
сном рядом с реальностью того, где я только что была...'
Сайсмонд, о котором упоминает Джемс, рассказывает об интересном
мистическом опыте, пережитом под действием хлороформа:
Когда исчезли ощущения удушья, я почувствовал себя в состоянии забытья.
Потом, как бы в проблесках молнии, являлось отчетливым видением все,
происходящее вокруг меня, но при полном отсутствии чувства осязания. Я
думал, что я на волосок от смерти. И вдруг вспыхнуло в душе сознание Бога.
Он снизошел на меня. Он управлял мною во всей ярко ощутимой реальности
Своей. Он хлынул на меня потоком света... Я не могу описать радости, какую
пережил. По мере того, как с пробуждением возвращалось мое обычное отношение
к миру, это чувство нового отношения к Богу рассеялось. Я сорвался с моего
места и застонал: 'Это слишком ужасно, слишком, слишком ужасно'. Для меня
невыносимо было это разочарование. Проснувшись, я увидел перед собою двух
испуганных хирургов и закричал им: 'Почему вы не убили меня? Почему не дали
мне умереть?...
* * *
Анестезические состояния очень близки к тем странным моментам, которые
переживаются эпилептиками во время припадков. Художественное описание
эпилептических состояний мы находим у Достоевского в 'Идиоте' (с. 240, Спб.,
1894 г.).
'Он задумался между прочим о том, что в эпилептическом состоянии его
была одна степень пред самым припадком, когда вдруг воспламенялся его мозг,
и с необыкновенным порывом напрягались разом все жизненные силы его.
Ощущение жизни, самосознания почти удесятерялось в эти мгновения,
продолжавшиеся, как молния. Ум, сердце озарялись необыкновенным светом; все
волнения, все сомнения его, все беспокойства как бы умиротворялись разом,
разрешались в какое-то высшее спокойствие, полное ясной гармонической
радости и надежды...
Раздумывая об этом мгновении впоследствии, уже в здоровом состоянии, он
часто говорил сам себе, что ведь все эти молнии и проблески высшего
самоощущения и самосознания, а стало быть и 'высшего бытия', не что иное,
как болезнь... И однако же он все-таки дошел наконец до чрезвычайно
парадоксального вывода. 'Что же в том, что это болезнь?' -- решил он. --
Наконец, какое до того дело, что это напряжение ненормально, если самый
результат, если минута ощущения, припоминаемая и рассматриваемая уже. в
здоровом состоянии, оказывается в высшей степени гармонией, красотой, дает
неслыханное и негаданное дотоле чувство полноты, меры, примирения и
восторженного молитвенного слития с самым высшим синтезом жизни?' Эти
туманные выражения казались ему самому очень понятными, хотя еще слишком
слабыми. В том же, что это действительно 'красота и молитва', что это
действительно 'высший синтез жизни', в этом он сомневаться не мог, да и
сомнений не мог допустить. Об этом он здраво мог судить по окончании
болезненного состояния. Мгновения эти были именно одним только
необыкновенным усилием самосознания, -- если бы надо было выразить это
состояние одним словом, -- самосознания и в то же время самоощущения, в
высшей степени непосредственного. Если в ту секунду, то есть в самый
последний сознательный момент перед припадком, ему случалось успевать ясно и
сознательно сказать себе: 'Да, за этот момент можно отдать всю жизнь!' --
то, конечно, этот момент сам по себе и стоил всей жизни... Ведь это самое
бывало же, ведь он сам же успевал сказать себе, что эта секунда по
беспредельному счастью, им вполне