Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

Но разные мыслители разных эпох, находя ее

решения, называли их разными именами и часто, не зная друг друга, с огромным

трудом проходили по одной и той же дороге, не подозревая о своих

предшественниках и современниках, шедших и идущих по одному и тому же пути с

ними.

Во всемирной литературе существуют книги, которые случайно или

неслучайно могут оказаться на одной полке, в одной библиотеке. И тогда,

взятые вместе, дадут настолько полную и ясную картину нашей психической и

душевной эволюции, что у нас больше не останется сомнений относительно

высшего назначения человечества, чем каторжные работы по прорытию насквозь

земного шара, которые сулит ему позитивная философия.

Если нам кажется, что мы еще не знаем своей судьбы, если мы еще

сомневаемся и не решаемся расстаться с безнадежностью 'положительного'

взгляда на жизнь, то это происходит потому, что нужные нам книги редко

собираются вместе. Мы слишком легко и слишком основательно специализируемся.

Философия, психология, математика, естествознание, социология, история

культуры, искусство, богословие, теософия, каждое и каждая имеют свою

литературу. И это образование специальных литератур является главным злом и

главным препятствием к правильному пониманию вещей. Каждая 'литература'

вырабатывает свой собственный язык, свою собственную терминологию и этим еще

резче определяет свои границы, отделяет себя от других и делает свои границы

непереходимыми. Что нам нужно теперь -- это синтез! Слово синтез поставлено

на знамени современного 'теософического' учения Блаватской.

И во всемирной литературе специализация начинает понемногу уступать

место новому широкому синтетическому направлению мысли.

Появляются книги, которые невозможно отнести ни к какой из принятых

библиотечных рубрик, нельзя 'приписать' ни к какому факультету. Эти книги

являются предвозвестниками новой литературы, которая снесет все перегородки,

настроенные людьми в области мысли.

Одной из таких книг является 'Космическое сознание' канадского

психиатра Ричарда Бекка.

Необыкновенно простым и ясным, всякому понятным путем д-р Бекк,

исследуя эволюцию сознания, приходит к выводам, поднимающимся на уровень

высочайших вершин философской мысли. Он считает настоящую человеческую форму

сознания переходной к другой, высшей форме, которую он называет космическим

сознанием и приближение к которой он уже чувствует, предвидя вместе с тем

новую фазу в истории человечества.

На книге д-ра Бекка я хочу остановиться подробнее, прежде чем

резюмировать все сказанное раньше.

Моя задача именно заключается в том, чтобы показать, что все, что я

говорю, совсем не ново, что люди уже много раз приходили к этому и приходят

сейчас и когда-нибудь придут окончательно.

* * *

'Что такое космическое сознание?' -- спрашивает в предисловии своей

книги д-р Бекк. И он отвечает: 'Космическое сознание есть форма сознания,

высшая сравнительно с той, которой обладает обыкновенный человек '.

Человеческую форму сознания Бекк называет самосознанием.

'Самосознание есть способность, на которой основывается вся наша

психическая жизнь, отличающая нас от высших животных, за исключением той

части нашей психической жизни, которую мы заимствуем у немногих людей,

обладающих космическим сознанием. Чтобы уяснить это себе, говорит Бекк,

нужно понять, что существуют три формы или степени сознания.

1. Простое сознание, которым обладают высшие животные.

2. Самосознание, которым обладает человек.

3. Космическое сознание.

Самосознание дает человеку новые психические силы сравнительно с

животными. При помощи этой способности человек не только сознает деревья,

скалы, воду, свои собственные члены и тело, но он сознает себя как отдельное

существо....Затем, при помощи самосознания человек может рассматривать свои

собственные душевные состояния как объект сознания. Животное, так сказать,

погружено в свое сознание, как рыба в море; оно не может даже в воображении

выйти из него, хотя бы на одно мгновение, для того, чтобы реализовать его.

Но человек при помощи самосознания может, так сказать, отступить в сторону

от себя и подумать: да, эта мысль, которая была у меня по поводу того дела,

верна. Я знаю, что она верна, и я знаю, что я это знаю. Животное не может

так думать. Если бы оно