прорыв, и представления заменяются
понятиями. Отношение понятия к представлению похоже на отношение алгебры к
арифметике. Представление есть, как было сказано, сложный образ многих тысяч
ощущений; понятие есть тот же самый сложный образ -- то же самое
представление, -- но получившееся имя, занумерованное и, так сказать,
отложенное. Понятие есть не что иное, как названное представление -- причем
название, то есть знак (как в алгебре), заменяет самую вещь.
Всякому, кто немного подумает об этом, легко понять, какую революцию
должна была произвести замена представлений понятиями. Эта замена должна
была настолько же усилить производительность мозга в мышлении, насколько
введение машин усилило производительность человечества в работе -- или
насколько пользование алгеброй увеличивает силу ума в математических
вычислениях.
Заменить большое громоздкое представление простым знаком значит почти
то же самое, что заменить настоящие товары -- пшеницу, мануфактуру или
железо -- записью в конторской книге.
Но как было замечено раньше, для того, чтобы представление могло быть
заменено понятием, оно должно быть названо, другими словами, отмечено
знаком, который заменяет его -- совершенно так же, как квитанция заменяет
багаж и запись в книге заменяет штуку товара; другими словами, раса,
обладающая понятиями, необходимо должна обладать языком. Дальше нужно
заметить, что как обладание понятиями требует обладания языком, так
обладание понятиями и языком (представляющими собой два разных аспекта одной
и той же вещи) требует обладания самосознанием. Все это значит, что есть
момент в эволюции ума, когда интеллект, обладающий только представлениями и
способный только на простое сознание, становится почти внезапно или
совершенно внезапно интеллектом, обладающим понятиями, языком и
самосознанием.
Наш нынешний интеллект представляет собой очень сложную смесь ощущений,
представлений и понятий.
Следующей главой в истории развития интеллекта является накопление
понятий... Кто внимательно рассмотрит этот процесс -- увидит, что и ему
должны быть пределы. Такой процесс не может идти бесконечно... Для ума,
обладающего представлениями, выход заключался в образовании понятий; для
ума, обладающего понятиями, должен быть соответствующий выход.
И нам нет надобности, -- говорит Бекк, -- прибегать к отвлеченному
рассуждению для доказательства необходимости существования ума, стоящего
выше понятий, так как такие умы существуют и могут быть не с большим
затруднением, чем другие естественные феномены.
Существование интеллекта, стоящего выше понятий, то есть интеллекта,
элементами которого являются не понятия, а интуиция, есть уже установленный
факт, и форма сознания, принадлежащая этому интеллекту, может быть названа и
уже названа -- космическим сознанием.
* * *
Космическое сознание, -- говорит Бекк, -- есть то, что на Востоке
называется Брамическим Сиянием... Об этом свете говорят Данте и Уитмен...
'Космическое сознание' состоит в сознании того, что космос состоит не
из мертвой материи, управляемой бессознательным, неизменным и бесцельным
законом, а наоборот -- нематериален, духовен и жив. Космическое сознание
есть сознание того, что идея смерти нелепа, что все и все имеют вечную
жизнь, что Бог есть Вселенная, и что Вселенная есть Бог, и что никакое зло
никогда не входило и не войдет в нее. Значительная часть этого с точки
зрения человеческого сознания нелепа, но между тем это верно.
Философия рождения космического сознания в индивидууме очень похожа на
рождение самосознания. Ум становится как бы переполненным понятиями, понятия
делаются все шире, все многочисленнее и все сложнее. В один прекрасный день
при благоприятных обстоятельствах может произойти слияние или, так сказать,
химическое соединение нескольких понятий с некоторыми моральными элементами.
В результате явится интуиция и установление интуитивного ума, или, другими
словами, космического сознания.
Схема, по которой строится ум, однообразна от начала до конца.
Представление составляется из (следов) многих ощущений; понятие образуется
из (следов) многих ощущений и представлений, и интуиция образуется из многих
понятий, представлений и ощущений, соединенных с элементами, принадлежащими
моральной