Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

прорыв, и представления заменяются

понятиями. Отношение понятия к представлению похоже на отношение алгебры к

арифметике. Представление есть, как было сказано, сложный образ многих тысяч

ощущений; понятие есть тот же самый сложный образ -- то же самое

представление, -- но получившееся имя, занумерованное и, так сказать,

отложенное. Понятие есть не что иное, как названное представление -- причем

название, то есть знак (как в алгебре), заменяет самую вещь.

Всякому, кто немного подумает об этом, легко понять, какую революцию

должна была произвести замена представлений понятиями. Эта замена должна

была настолько же усилить производительность мозга в мышлении, насколько

введение машин усилило производительность человечества в работе -- или

насколько пользование алгеброй увеличивает силу ума в математических

вычислениях.

Заменить большое громоздкое представление простым знаком значит почти

то же самое, что заменить настоящие товары -- пшеницу, мануфактуру или

железо -- записью в конторской книге.

Но как было замечено раньше, для того, чтобы представление могло быть

заменено понятием, оно должно быть названо, другими словами, отмечено

знаком, который заменяет его -- совершенно так же, как квитанция заменяет

багаж и запись в книге заменяет штуку товара; другими словами, раса,

обладающая понятиями, необходимо должна обладать языком. Дальше нужно

заметить, что как обладание понятиями требует обладания языком, так

обладание понятиями и языком (представляющими собой два разных аспекта одной

и той же вещи) требует обладания самосознанием. Все это значит, что есть

момент в эволюции ума, когда интеллект, обладающий только представлениями и

способный только на простое сознание, становится почти внезапно или

совершенно внезапно интеллектом, обладающим понятиями, языком и

самосознанием.

Наш нынешний интеллект представляет собой очень сложную смесь ощущений,

представлений и понятий.

Следующей главой в истории развития интеллекта является накопление

понятий... Кто внимательно рассмотрит этот процесс -- увидит, что и ему

должны быть пределы. Такой процесс не может идти бесконечно... Для ума,

обладающего представлениями, выход заключался в образовании понятий; для

ума, обладающего понятиями, должен быть соответствующий выход.

И нам нет надобности, -- говорит Бекк, -- прибегать к отвлеченному

рассуждению для доказательства необходимости существования ума, стоящего

выше понятий, так как такие умы существуют и могут быть не с большим

затруднением, чем другие естественные феномены.

Существование интеллекта, стоящего выше понятий, то есть интеллекта,

элементами которого являются не понятия, а интуиция, есть уже установленный

факт, и форма сознания, принадлежащая этому интеллекту, может быть названа и

уже названа -- космическим сознанием.

* * *

Космическое сознание, -- говорит Бекк, -- есть то, что на Востоке

называется Брамическим Сиянием... Об этом свете говорят Данте и Уитмен...

'Космическое сознание' состоит в сознании того, что космос состоит не

из мертвой материи, управляемой бессознательным, неизменным и бесцельным

законом, а наоборот -- нематериален, духовен и жив. Космическое сознание

есть сознание того, что идея смерти нелепа, что все и все имеют вечную

жизнь, что Бог есть Вселенная, и что Вселенная есть Бог, и что никакое зло

никогда не входило и не войдет в нее. Значительная часть этого с точки

зрения человеческого сознания нелепа, но между тем это верно.

Философия рождения космического сознания в индивидууме очень похожа на

рождение самосознания. Ум становится как бы переполненным понятиями, понятия

делаются все шире, все многочисленнее и все сложнее. В один прекрасный день

при благоприятных обстоятельствах может произойти слияние или, так сказать,

химическое соединение нескольких понятий с некоторыми моральными элементами.

В результате явится интуиция и установление интуитивного ума, или, другими

словами, космического сознания.

Схема, по которой строится ум, однообразна от начала до конца.

Представление составляется из (следов) многих ощущений; понятие образуется

из (следов) многих ощущений и представлений, и интуиция образуется из многих

понятий, представлений и ощущений, соединенных с элементами, принадлежащими

моральной