сравнении с которым все его прежние попытки охватить Вселенную и ее значение
кажутся ему мелкими и смешными.
Это расширение интеллекта колоссальным образом увеличивает способности
к приобретению и накоплению знаний и равным образом усиливает способность
инициативы.
* * *
История развития и появления космического сознания у человечества, --
по мнению Бекка, -- совершенно одинакова с появлением всех отдельных
психических способностей. Эти способности сначала проявляются у отдельных
исключительных личностей, потом делаются более частыми, дальше становятся
доступными для развития или приобретения у всех и, наконец, начинают
принадлежать всем людям от рождения. При этом редкие, исключительные,
гениальные способности проявляются у человека в зрелом возрасте, иногда даже
в старости. Делаясь более обыкновенными, превращаясь в 'таланты', они
начинают проявляться у более молодых людей. Становясь 'способностями' они
проявляются уже у детей. И наконец, они делаются общим достоянием от
рождения. И отсутствие их уже рассматривается как недостаток.
Такова, по мнению Бекка, способность речи (то есть способность
образовывать понятия). Вероятно, в отдаленном прошлом, на границе появления
человеческого сознания, эта способность была уделом немногих, исключительных
индивидуальностей и тогда начинала появляться, может быть, только к
старости. Потом она начала встречаться чаще и проявляться раньше. Вероятно,
был такой период, когда речь была достоянием не всех людей, так же как
теперь художественные таланты -- музыкальный слух, чувство красоты или
линий. Постепенно она стала возможной для всех, а затем уже неизбежной и
необходимой, если ей не препятствует какой-нибудь физический недостаток.
Космическое сознание, как можно заключить, Бекк считает уже переставшим
быть достоянием гениев. Оно, по его мнению, уже стоит на уровне
художественного таланта, который может быть развит и может быть зарыт в
землю, причем разные люди обладают разной способностью к его развитию.
* * *
Большую часть книги Бекка занимают примеры и отрывки из учений и
писаний 'людей космического сознания' в мировой истории. Он проводит
параллели между этими учениями и устанавливает единство форм перехода в
новое состояние сознания у людей разных веков и народов и единство их в
ощущении мира и себя, больше всего свидетельствующее о подлинности и
реальности их переживаний.
Основатели мировых религий, пророки, философы, поэты -- вот 'люди
космического сознания' в книге Бекка. Он совсем не претендует на полный
перечень, и, конечно, можно прибавить много имен к его списку.
Но для нас совсем не важны несовершенства книги Бекка или дополнения,
которые к ней можно сделать. Важно общее заключение, к которому приходит
Бекк о возможности и близости нового сознания.
Это говорит нам о близости нового человечества. Мы строим, не имея в
виду, что может прийти новый хозяин которому может совсем не понравиться
все, что мы настроили. Наши 'общественные науки', наша социология имеют в
виду только человека. Между тем будущее принадлежит не человеку, а
сверхчеловеку, который уже родился и живет среди нас.
Новая, высшая раса быстро образуется среди человечества и выделяется
своим совершенно особенным пониманием мира и жизни. Признак людей новой расы
-- это новое сознание и новая совесть. Мы узнаем их потому, что они будут
больше сознавать, больше видеть и больше знать, чем обыкновенный человек.
Они не будут в состоянии закрывать глаза на то, что видят, и поэтому будут
видеть больше; не будут в состоянии не думать о том, что знают, и поэтому
будут знать больше; не будут в состоянии оправдывать себя, и поэтому будут
сознавать больше. Эти люди будут всегда ясно видеть свою ответственность за
то, что они делают. И они не будут в состоянии возлагать эту ответственность
на других. Они не будут удовлетворяться простым исполнением 'долга', и будут
чувствовать себя обязанными знать прежде, чем делать. Они не будут в
состоянии отделаться от своей совести ничем, и она будет руководить их
поступками, и ничто другое. В них не будет трусости и не будет уклонения от
того, что они считают должным. Они никогда не будут безответственными
исполнителями чужой воли, потому что у них будет своя воля.