Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 2)

и в

сравнении с которым все его прежние попытки охватить Вселенную и ее значение

кажутся ему мелкими и смешными.

Это расширение интеллекта колоссальным образом увеличивает способности

к приобретению и накоплению знаний и равным образом усиливает способность

инициативы.

* * *

История развития и появления космического сознания у человечества, --

по мнению Бекка, -- совершенно одинакова с появлением всех отдельных

психических способностей. Эти способности сначала проявляются у отдельных

исключительных личностей, потом делаются более частыми, дальше становятся

доступными для развития или приобретения у всех и, наконец, начинают

принадлежать всем людям от рождения. При этом редкие, исключительные,

гениальные способности проявляются у человека в зрелом возрасте, иногда даже

в старости. Делаясь более обыкновенными, превращаясь в 'таланты', они

начинают проявляться у более молодых людей. Становясь 'способностями' они

проявляются уже у детей. И наконец, они делаются общим достоянием от

рождения. И отсутствие их уже рассматривается как недостаток.

Такова, по мнению Бекка, способность речи (то есть способность

образовывать понятия). Вероятно, в отдаленном прошлом, на границе появления

человеческого сознания, эта способность была уделом немногих, исключительных

индивидуальностей и тогда начинала появляться, может быть, только к

старости. Потом она начала встречаться чаще и проявляться раньше. Вероятно,

был такой период, когда речь была достоянием не всех людей, так же как

теперь художественные таланты -- музыкальный слух, чувство красоты или

линий. Постепенно она стала возможной для всех, а затем уже неизбежной и

необходимой, если ей не препятствует какой-нибудь физический недостаток.

Космическое сознание, как можно заключить, Бекк считает уже переставшим

быть достоянием гениев. Оно, по его мнению, уже стоит на уровне

художественного таланта, который может быть развит и может быть зарыт в

землю, причем разные люди обладают разной способностью к его развитию.

* * *

Большую часть книги Бекка занимают примеры и отрывки из учений и

писаний 'людей космического сознания' в мировой истории. Он проводит

параллели между этими учениями и устанавливает единство форм перехода в

новое состояние сознания у людей разных веков и народов и единство их в

ощущении мира и себя, больше всего свидетельствующее о подлинности и

реальности их переживаний.

Основатели мировых религий, пророки, философы, поэты -- вот 'люди

космического сознания' в книге Бекка. Он совсем не претендует на полный

перечень, и, конечно, можно прибавить много имен к его списку.

Но для нас совсем не важны несовершенства книги Бекка или дополнения,

которые к ней можно сделать. Важно общее заключение, к которому приходит

Бекк о возможности и близости нового сознания.

Это говорит нам о близости нового человечества. Мы строим, не имея в

виду, что может прийти новый хозяин которому может совсем не понравиться

все, что мы настроили. Наши 'общественные науки', наша социология имеют в

виду только человека. Между тем будущее принадлежит не человеку, а

сверхчеловеку, который уже родился и живет среди нас.

Новая, высшая раса быстро образуется среди человечества и выделяется

своим совершенно особенным пониманием мира и жизни. Признак людей новой расы

-- это новое сознание и новая совесть. Мы узнаем их потому, что они будут

больше сознавать, больше видеть и больше знать, чем обыкновенный человек.

Они не будут в состоянии закрывать глаза на то, что видят, и поэтому будут

видеть больше; не будут в состоянии не думать о том, что знают, и поэтому

будут знать больше; не будут в состоянии оправдывать себя, и поэтому будут

сознавать больше. Эти люди будут всегда ясно видеть свою ответственность за

то, что они делают. И они не будут в состоянии возлагать эту ответственность

на других. Они не будут удовлетворяться простым исполнением 'долга', и будут

чувствовать себя обязанными знать прежде, чем делать. Они не будут в

состоянии отделаться от своей совести ничем, и она будет руководить их

поступками, и ничто другое. В них не будет трусости и не будет уклонения от

того, что они считают должным. Они никогда не будут безответственными

исполнителями чужой воли, потому что у них будет своя воля.