встали и пошли вместе по лестнице, ведущей наверх
дома. Когда я вернулся обратно, я снова увидел призраков, и они
оставались на том же месте, когда я уезжал.
Не возможно, чтобы это было наше отражение в веторовом
стекле машины, так как верх машины был опущен и мы смотрели
значительно выше ветрового стекла все время, пока мы их видели.
Ни один из нас не пил ни тогда, ни сейчас. И все это произошло
за 3 года до того, как мы вообще узнали о существовании ЛМД и
других наркотиков такого типа. Мы не были усталыми, хотя было
позднее время, мы не спали и это не могло нам сниться. Мы были
вполне бодры, встревожены и удивлены тем, что мы наблюдали и
обсуждали все это друг с другом'. Предположим, аутоскопические
галлюцинации в некотором отношении напоминают внетелесный опыт,
связанный с предсмертным состоянием. Однако, даже если мы будем
рассматривать только черты сходства и полностью оставим в
стороне различия, существование аутоскопических галлюцинаций
все равно не объясняет природы внетелесных состояний. Причина
этого заключается в том, что для наших аутоскопических
галлюцинаций не имеется никаких обьяснений. Невропатологами и
психиаторами предлагались многочисленные и противоречащие друг
другу обьяснения, так что дискуссия по этому поводу
продолжается и общепринятой точки зрения еще не существует.
Таким образом, попытка обьяснить внетелесные состояния, о
которых сообщали обследованные мною пациенты, как вид
аутоскопических галлюцинаций означает просто заменить одно
загадочное явление другим.
Наконец, имеется еще один момент, о котором стоит
упомянуть при обсуждении неврологических обьяснений
предсмертного опыта. В одном случае я обследовал пациента, у
которого были остаточным неврологические нарушения, возникшие
после клинической смерти. Нарушение состояло в частичном
параличе небольшой группы мышц на одной стороне тела. Несмотря
на то, что я очень часто спрашивал у обследованных лиц, не
возникло ли у них остаточных нарушений, упомянутый здесь случай
был единственным примером неврологического повреждения.
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЯСНЕНИЯ
Психология еще далеко не достигла той строгости и
точности, которая характерна для других современных научных
направлений. Психология все еще разделена на соперничащие между
собой школы, которые придерживаются различных исходных позиций,
методов исследованя, а также по-разному понимают основной
вопрос о наличии и природе сознания. Соответственно и
психологические объяснения предсмертного опыта широко варьируют
в зависимости от того, к какому направлению принадлежит тот или
иной ученый. Вместо того, чтобы рассматривать все возможные
типы психологических объяснений, я остановлюсь только на тех из
них, которые чаще всего предлагали при обсуждении данного
вопроса и которые представляются мне наиболее серьезными.
Ранее я уже касался двух наиболее часто встречающихся
типов психологического объяснения, а именно, что все рассказы о
предсмертном опыте либо сознательная ложь, либо бессознательное
приукрашение. В настоящей главе я остановлюсь на двух других
объяснениях.
1. Исследование последствий изоляции.
Ни на одной из публичных лекций, на которых я рассказывал
о моих исследованиях никто не предлагал объяснений
предсмертного опыта в терминах результатов последствий
изоляции. Между тем, именно в этой молодой и быстро
развивающейся области исследования поведения описаны явления,
наиболее сходные с теми стадиями предсмертного опыта, о которых
рассказывалось выше. Эти явления также наблюдали в лабораторных
экспериментах по исследованию последствий изоляции.
При изучении изоляции исследователь ищет ответа на вопрос
о том, что происходит с сознанием и организмом человека по тем
или иным причинам оказавшийся в одиночестве, либо из-за полного
отсутствия контактов с другими людьми, либо в результате