группе, состоящей
примерно из тридцати человек, по крайней мере один студент
обычно подходил ко мне после занятий и рассказывал собственный
случай опыта близости к смерти, о котором он слышал от близких
людей или перенес сам.
С того момента, как я начал интересоваться этим вопросом,
меня поражало это огромное сходство ощущений, несмотря на то,
что они были получены от людей, весьма различных по своим
религиозным взглядам, социальному положению и образованию. К
тому времени, как я поступил в медицинскую школу, я собрал уже
значительное число таких случаев. Я стал упоминать о проводимом
мной неофициальном исследовании в разговорах с некоторыми из
моих знакомых медиков. Как-то раз один из моих друзей уговорил
меня сделать доклад перед медицинской аудиторией. Затем
последовали другие предложения публичных выступлений. И снова я
обнаружил, что после каждого выступления кто-нибудь подходил ко
мне, чтобы рассказать об известном ему самому опыте такого
рода.
По мере того, как о моих интересах становилось все более
известно, врачи стали сообщать мне о больных, которых они
реанимировали и которые рассказали мне о своих необычных
ощущениях. После того, как появились газетные статьи о моих
исследованиях, многие люди стали присылать мне письма с
подробными рассказами о подобных случаях.
В настоящее время мне известно примерно 150 случаев, когда
эти явления имели место. Случаи, которые я изучил, могут быть
разделены на три четкие категории:
1. Опыт людей, которых врачи считали или объявили
клинически мертвыми и которые были реанимированы,
2. Опыт людей, которые в результате аварии либо опасного
ранения или болезни были очень близки к состоянию физической
смерти,
3. Ощущения людей, которые находились при смерти и
рассказывали о них другим людям, находившимся рядом. Из
большого количества фактического материала представленного
этими 150 случаями, естественно был произведен отбор. С одной
стороны, он был преднамеренным. Так, например, хотя рассказы,
относящиеся к третьей категории дополняют и хорошо согласуются
с рассказами двух первых категорий, я как правило не
рассматривал их по двум причинам. Во-первых, это могло снизить число
случаев до уровня, более пригодного для всестороннего анализа и,
во-вторых позволило бы мне по возможности придерживаться лишь сообщений
из первых уст. Таким образом, я опросил очень подробно 50 человек, опыт
которых я могу использовать. Из них случаи первого типа (те, в которых
имела место клиническая смерть) значительно более богаты событиями, чем
случаи второго типа (в которых произошло лишь приближение к смерти).
Действительно, во время моих публичных лекций на эту тему,
случаи 'смерти' всегда вызвали значительно больший интерес.
Некоторые сообщения, появившиеся в печати, были написаны таким
образом, что можно было подумать, будто я имел дело лишь со
случаями такого рода.
Однако, при подборе случаев, которые должны были быть
представлены в этой книге, я избегал искушения останавливаться
только лишь на тех случаях, в которых имела место 'смерть',
потому что, как будет видно дальше, случаи второго типа не
отличаются; а скорее образуют единое целое со случаями первого
типа. Кроме того, хотя предсмертный опыт сам по себе сходен, но
в то же время, как обстоятельства, сопутствующие ему, так и
люди, описывающие его, очень разнятся. В связи с этим, я
попытался дать выборку случаев адекватно отражающих эту
вариабильность. Опираясь на эти предпосылки, давайте теперь
обратимся к рассмотрению тех событий, которые, насколько мне
удалось установить, могут происходить, когда человек умирает.
ОПЫТ УМИРАНИЯ
Несмотря на большое разнообразие обстоятельств, связанных
с близким знакомством со смертью, а также типов людей,
переживших это, все же несомненно то, что между рассказами о