не менее
некоторые из этих элементов были почти универсальными.
4. В моей обобщенной модели нет ни одного элемента,
который встретился бы всего лишь в одном рассказе. Каждый был
обнаружен во многих независимых сообщениях.
5. Порядок, в котором умирающий человек проходит различные
этапы, кратко перечисленные выше, может отличаться от того,
который перечислен в моей 'теоретической модели'. Например,
многие люди рассказывают, что они видели 'светящееся существо'
до того или одновременно с тем, как они покинули свое
физическое тело, а не так, как это дано в модели, т. е.
некоторое время спустя. Однако порядок, в котором этапы
приведены в модели, является очень типичным и сильные
отклонения от него редки.
6. Насколько далеко заходит умирающий в прохождении этапов
гипотетической полной последовательности событий зависит от
того, действительно ли он был в состоянии клинической смерти.
Похоже на то, что люди, которые были 'мертвыми' пережили более
яркий и полный опыт чем те, которые только приблизились к
смерти, а те, которые были 'мертвы' в течение более длительного
периода зашли дальше тех, которые были 'мертвы' в течение
короткого промежутка времени.
7. Несколько человек, с которыми я беседовал, были
признаны умершими, реанимированы и в своем последующем рассказе
не упоминали ни об одном из этих общих элементов. Фактически,
они говорили, что они не
могут вообще ничего вспомнить о своей 'смерти'. Весьма интересны случаи,
когда мне приходилось беседовать с людьми, которые были признаны
умершими неоднократно с разрывом в несколько лет. Они рассказывали, что
не испытывали ничего в одном случае, но имели достаточно полный опыт в
другом.
8. Необходимо подчеркнуть, что я пишу в основном о
сообщениях, отчетах и рассказах, которые люди сообщили мне во
время бесед. Таким образом, когда я говорю, что данный элемент
обобщенного 'полного' опыта отсутствует в данном сообщении, это
не значит, что я обязательно подразумеваю, что он не имел места
в опыте этого человека. Я всего лишь имею ввиду, что этот
человек не говорил мне об этом элементе или, что из его
рассказа нельзя сделать определенного заключения, что он его
пережил. С учетом всех этих оговорок давайте рассмотрим
некоторые основные этапы и события, имеющие место во время
умирания.
НЕВЫРАЗИМОСТЬ
Основа взаимопонимания при пользовании языком зиждется на
существовании широкой сферы обшечеловеческого опыта, к которому
причастно большинство из нас. Это обстоятельство является
источником существенных затруднений, осложняющих самообсуждение
тех явлений, о которых речь пойдет ниже. События, пережитые
теми, кто непосредственно приблизился к смерти, лежат настолько
вне общечеловеческого опыта, что есть все основания ожидать
определенных лингвистических трудностей при попытках выразить
то, что с ними произошло. Именно так и происходит на самом
деле. Люди, испытавшие это, все как один характеризуют свой
опыт как не поддающийся описанию, то есть 'невыразимый'. Многие
подчеркивают это. 'Просто нет слов, чтобы выразить то, что я
хочу сказать' или 'Просто не существует прилагательных и
превосходных степеней, чтобы описать это'. Одна женщина описала
мне это в очень сжатой форме так:
'Для меня настоящая проблема попытаться вам сейчас это
обьяснить, потому что все слова, которые я знаю являются
трехмерными. В то же время, когда я это переживала, я не
переставала думать: 'Ну вот, когда я проходила геометрию, меня
учили, что существуют только три измерения, и я всегда этому
верила. Но это неверно. Их больше. Да, конечно, наш мир, тот, в
котором мы живем сейчас живем, - трехмерный, но мир иной,
совершенно определенно, не трехмерен. И именно поэтому так
трудно рассказать вам об этом. Я должна описать вам это в
словах, которые являются трехмерными. Это наилучший способ