переживать восхитительный опыт, а проникновение в смысл жизни и
вселенной, которое дает эта наука, а также присущая ее
дисциплинам способность возвышать разум к духовному осознанию.
Если будем смотреть на оккультизм как на средство
достижения духовных, а не магических целей, нам откроется
правильная перспектива. Психические феномены суть
несущественные побочные продукты реальной работы. Это и есть то
разграничение, руководствуясь которым, посвящающий отсеивает
своих учеников. Ему известно, что тот, чей интерес сосредоточен
на чудесном, никогда не вырастает в серьезного учащегося.
Поэтому он не склонен привлекать возможного ученика с помощью
демонстрации различных феноменов, ведь он знает, что из того,
кого привлечет подобная демонстрация, не сможет найти хорошего
ученика. Это совсем другой тип людей. Оккультист, выставляющий
феномены напоказ всем без разбора, либо слишком невежествен,
либо слишком неразборчив в средствах, чтобы заботиться об этом.
Что касается оценки тех реальных знаний, которыми
предположительно обладает наставник, то соискателю опять же
следует определить уровень старших учеников, окружающих адепта.
Сам он в качестве аутсайдера не в состоянии составить
какое-либо мнение из первых рук, поскольку существует такая
закономерность: чем больше оккультист знает, тем меньше он
общителен. Следовательно, наилучший способ выработать мнение --
проанализировать, какого типа ученики достигают высших
степеней. Являются ли они людьми выдающихся интеллектуальных и
духовных качеств?
Плохо характеризует наставника также отсутствие у него
помощников среди учеников. Если он осуществляет руководство
системой посвящения, у него должны быть ученики, стремящиеся к
тому, чтобы стать самостоятельными адептами. И если он сможет
воспользоваться их услугами, он будет только счастлив, ибо
облегчит тяжесть своего бремени и расширит масштабы своей
работы. Там же, где лидер находится далеко от учеников, как
звезда от земли, наверняка имеет место одно из двух -- либо у
него нет системы, которой он мог бы помогать ученикам
продвигаться вперед, либо он настолько ревнив и завистлив, что
не желает передавать кому-либо и что-либо из своих знаний, дабы
не выращивать себе соперников. В этом случае от него как от
наставника мало пользы.
Устанавливая контакт с наставником, нужно быть очень
осторожным, если известно, что он интересуется политической
деятельностью. Лица, стремящиеся создать организацию для
достижения скрытых целей, с незапамятных времен находили в
оккультной системе благодатную почву. Впутаться в такую
организацию означает обеспечить себе неприятности. Всякий, кто
занимает заметное положение в каком-либо духовном движении,
обязан оставить политику во имя того, чтобы быть честным со
своими последователями. Несправедливо скармливать людям
политику и религию с одной и той же тарелки.
Кроме общего беспорядка, дискомфорта и ссор, неизбежных в
организации, руководимой непрактичным наставником, -- то есть
вещей, определенно не дающих возможности нормально работать,
имеется реальная опасность того, что значительные оккультные
силы окажутся в состоянии эмоционального беспокойства, а это
может привести, как минимум, к временному нарушению равновесия.
Если наставник не обладает достаточными знаниями о том, как
управлять разумом, чтобы заставить свой собственный разум
функционировать эффективно, маловероятно, чтобы он был способен
безопасно провести учеников через трудные фазы оккультного
развития, когда разум 'переключается' с одного типа сознания на
другой. Оккультная подготовка должна вести к прояснению
сознания и увеличению его способностей. Если какая-либо система
создает общую нескоординированность и невротические условия, ее
следует избегать.
Подлинная система посвящения на мирском плане проявляет