тело
наполняется телом эфирным, со всех сторон, выступая за его пределы видно
тело душевное (астральный облик). И опять-таки, выступая над ним, видна душа
ощущающая, затем душа рассудочная, которая становится тем больше, чем более
она воспринимает в себя истину и добро. Ибо истина и добро способствуют
расширению души рассудочной. Рассудочная душа человека, живущего
исключительно своими склонностями, своими удовольствиями и неудовольствиями,
вполне совпала бы с границами его души ощущающей. Эти образования, среди
которых человеческое тело является как бы в облаке, называются человеческой
аурой. Если увидать ее в том смысле, в каком хочет дать представление о ней
эта книга, то эта человеческая аура явится тем, благодаря чему обогащается
'существо человека'.
Во время детского развития в жизни человека наступает момент, когда он
впервые чувствует себя как самостоятельное существо по отношению ко всему
остальному миру. Для людей тонко ощущающих это является значительным
переживанием. Писатель Жан-Поль рассказывает в своем жизнеописании: 'Никогда
не забуду я то, еще никому из людей мною не рассказанное событие во мне,
когда я присутствовал при рождении своего самосознания, я помню даже время и
место. Однажды утром, будучи еще совсем ребенком, стоял я у двери дома и
смотрел влево на сложенные дрова, как вдруг внутреннее зрение я семь 'Я',
как бы луч молнии с неба, упало на меня и с тех пор осталось сияющее тут
впервые мое 'Я' увидело себя само и навеки. Едва ли здесь мыслимо
предположение обмана памяти, так как никакие чужие рассказы не могли,
добавляя, примешаться к происшедшему лишь в сокровенном святая святых,
человека событию, единственно новизна, которого дала сохраниться столь
повседневным побочным обстоятельствам'.
Известно, что маленькие дети говорят о себе: 'Карл хороший', 'Мария
хочет этого'. Они говорят о себе, как о посторонних лицах, потому что они
еще не осознали в себе самостоятельное существо, потому что в них еще не
родилось сознание самого себя. Путем самосознания человек определяет себя,
как самостоятельное, от всего другого отделенное существо, как 'Я'. В 'Я'
человек собирает воедино все то, что он переживает как телесное и душевное
существо. Тело и душа суть носители 'Я', оно действует в них. Как физическое
тело имеет свой центре мозгу, так душа имеет свой центр в 'Я'. К ощущениям
человек побуждается извне, чувства проявляются, как воздействия внешнего
мира, воля касается внешнего мира, т.к. она осуществляется во внешних
действиях. 'Я', как истинная сущность человека, остается совершенно
невидимым. Поэтому Жан-Поль очень удачно называет это осознание своего 'Я',
'событием, совершившимся лишь в сокровенном святая святых человека'. Потому
что со своим 'Я' человек совсем наедине. И это 'Я' и есть сам человек. Это
дает ему право смотреть на это 'Я', как на свою истинную сущность. Поэтому
он может обозначать свое тело и свою душу 'оболочками', внутри которых он
живет, и он может обозначать их своими орудиями, при помощи которых он
действует. По мере своего развития он научается все более и более
пользоваться этими орудиями, как слугами своего 'Я'. Слово 'Я', как оно,
например, употребляется в немецком языке, есть имя, которое отличается от
всех других имен. Тот, кто надлежащим образом поразмыслит о природе этого
имени, для того вместе с тем откроется и доступ к познанию человеческого
существа в более глубоком смысле. Всякое другое имя каждый человек может
применить одинаково к соответствующему предмету. Например, стол каждый может
назвать 'столом', стул - 'стулом'. С именем 'Я' дело обстоит иначе. Никто не
может применить его для обозначения другого человека, каждый может лишь себя
самого назвать 'Я'. Имя 'Я' никогда не может проникнуть к моему уху извне,
если оно означает меня самого. Только изнутри, только через самого себя
может душа определить себя, как 'Я'. Значит, когда человек говорит себе 'Я',