Рудольф Штайнер

Теософия

тело

наполняется телом эфирным, со всех сторон, выступая за его пределы видно

тело душевное (астральный облик). И опять-таки, выступая над ним, видна душа

ощущающая, затем душа рассудочная, которая становится тем больше, чем более

она воспринимает в себя истину и добро. Ибо истина и добро способствуют

расширению души рассудочной. Рассудочная душа человека, живущего

исключительно своими склонностями, своими удовольствиями и неудовольствиями,

вполне совпала бы с границами его души ощущающей. Эти образования, среди

которых человеческое тело является как бы в облаке, называются человеческой

аурой. Если увидать ее в том смысле, в каком хочет дать представление о ней

эта книга, то эта человеческая аура явится тем, благодаря чему обогащается

'существо человека'.


Во время детского развития в жизни человека наступает момент, когда он

впервые чувствует себя как самостоятельное существо по отношению ко всему

остальному миру. Для людей тонко ощущающих это является значительным

переживанием. Писатель Жан-Поль рассказывает в своем жизнеописании: 'Никогда

не забуду я то, еще никому из людей мною не рассказанное событие во мне,

когда я присутствовал при рождении своего самосознания, я помню даже время и

место. Однажды утром, будучи еще совсем ребенком, стоял я у двери дома и

смотрел влево на сложенные дрова, как вдруг внутреннее зрение я семь 'Я',

как бы луч молнии с неба, упало на меня и с тех пор осталось сияющее тут

впервые мое 'Я' увидело себя само и навеки. Едва ли здесь мыслимо

предположение обмана памяти, так как никакие чужие рассказы не могли,

добавляя, примешаться к происшедшему лишь в сокровенном святая святых,

человека событию, единственно новизна, которого дала сохраниться столь

повседневным побочным обстоятельствам'.


Известно, что маленькие дети говорят о себе: 'Карл хороший', 'Мария

хочет этого'. Они говорят о себе, как о посторонних лицах, потому что они

еще не осознали в себе самостоятельное существо, потому что в них еще не

родилось сознание самого себя. Путем самосознания человек определяет себя,

как самостоятельное, от всего другого отделенное существо, как 'Я'. В 'Я'

человек собирает воедино все то, что он переживает как телесное и душевное

существо. Тело и душа суть носители 'Я', оно действует в них. Как физическое

тело имеет свой центре мозгу, так душа имеет свой центр в 'Я'. К ощущениям

человек побуждается извне, чувства проявляются, как воздействия внешнего

мира, воля касается внешнего мира, т.к. она осуществляется во внешних

действиях. 'Я', как истинная сущность человека, остается совершенно

невидимым. Поэтому Жан-Поль очень удачно называет это осознание своего 'Я',

'событием, совершившимся лишь в сокровенном святая святых человека'. Потому

что со своим 'Я' человек совсем наедине. И это 'Я' и есть сам человек. Это

дает ему право смотреть на это 'Я', как на свою истинную сущность. Поэтому

он может обозначать свое тело и свою душу 'оболочками', внутри которых он

живет, и он может обозначать их своими орудиями, при помощи которых он

действует. По мере своего развития он научается все более и более

пользоваться этими орудиями, как слугами своего 'Я'. Слово 'Я', как оно,

например, употребляется в немецком языке, есть имя, которое отличается от

всех других имен. Тот, кто надлежащим образом поразмыслит о природе этого

имени, для того вместе с тем откроется и доступ к познанию человеческого

существа в более глубоком смысле. Всякое другое имя каждый человек может

применить одинаково к соответствующему предмету. Например, стол каждый может

назвать 'столом', стул - 'стулом'. С именем 'Я' дело обстоит иначе. Никто не

может применить его для обозначения другого человека, каждый может лишь себя

самого назвать 'Я'. Имя 'Я' никогда не может проникнуть к моему уху извне,

если оно означает меня самого. Только изнутри, только через самого себя

может душа определить себя, как 'Я'. Значит, когда человек говорит себе 'Я',

в нем начинает говорить нечто, что не имеет ничего