Рудольф Штайнер

Теософия

/>

беспристрастного духовного взора несомненно различие их духовных обликов.


Существует один очевидный факт, посредством которого обнаруживается

это. Это - наличность биографии человека. Если бы человек был просто

существом, принадлежащим к известному роду, не могло бы быть биографии. Лев,

голубь возбуждают интерес лишь поскольку они принадлежат к львиной и

голубиной породе. Мы поймем каждого из них в отдельности, во всем

существенном, если мы опишем породу. Почти безразлично, имеем ли мы тут дело

с отцом, сыном или внуком. То, что нас в них интересует, одинаково общим

имеют и отец, и сын, и внук. Значение же человека начинается лишь там, где

он является не только существом известного рода или вида, но отдельным

существом. Я еще вовсе не понял существа господина Шульце из Крэвинкеля,

если я опишу его сына или его отца. Я должен узнать его собственную

биографию. Тот, кто правильно поразмыслит над сущностью биографии, тот

заметит, что в духовном отношении каждый человек сам по себе есть отдельный

род.



Тот, кто понимает биографию лишь как чисто внешний перечень событий

жизни, тот, конечно, может утверждать, что он совершенно в том же смысле мог

бы отписать собачью биографию, как и человеческую. Но тот, кто в биографии

изображает истинную, самобытную природу человека, тот понимает, что в

биографии одного человека есть нечто, соответствующее описанию целого вида в

животном царстве. Дело не в том, что как это само собою понятно о животном,

особенно об умном, можно рассказать нечто, подобное биографии, дело в том,

что человеческая биография соответствует не этой биографии, но описанию

животного вида.


Как вид или род в физическом смысле нам понятны, лишь когда мы их

принимаем, как явление наследственности, точно также и духовное существо

может быть понято лишь путем подобной же духовной наследственности. Мой

физический облик я получил от своих человеческих предков. Откуда же у меня

явилось то, что выражается в моей биографии? Как физический человек, я

повторяю облик моих предков. Но что же я повторяю как духовный человек? Тот,

кто будет утверждать, что никакого дальнейшего разъяснения не требуется для

того, что заключается в моей биографии, что все это должно, просто принять,

тот мог бы с таким же правом утверждать, что он где-то видел земляной

пригорок, на котором комки земли сами собой складывались, образовывая живого

человека.


Как физический человек, я происхожу от других физических людей, потому

что я имею тот же облик, как и весь человеческий род. Таким образом,

свойства рода могли быть унаследованы мной в пределах рода. Как духовный

человек я обладаю своим собственным обликом так же, как и своей собственной

биографией. Следовательно, этот облик я не могу получить ни от кого другого,

кроме себя самого. И так как я вошел в мир не с неопределенными, а с

определенными задатками, так как эти задатки определяют мой жизненный путь,

как он отражается в моей биографии, то моя работа над самим собой не могла

начаться лишь с моего рождения. Как духовный человек, я должен был

существовать до моего рождения. В моих предках я очевидно не существовал

раньше, потому что, как духовные люди, они отличны от меня. Моя биография не

разъясняется их биографиями. Как духовное существо, я должен быть скорее

повторением кого-то, чьей биографией уясняется моя.


Физический облик, который носил Шиллер, он унаследовал от своих

предков. Но так же, как этот физический облик не мог вырасти из земли, так

не могла этого и духовная сущность Шиллера. Он должен быть повторением

другого духовного существа, биография которого выясняет его биографию так

же, как физический облик Шиллера объясняется человеческим воспроизведением.


Итак, подобно тому, как физический облик человека есть постоянное

повторение, перевоплощение родовой человеческой сущности, так и духовный

человек должен быть перевоплощением этого же самого духовного человека,