Рудольф Штайнер

Теософия

второй

самостоятельной жизнью. И человеческий дух неизбежно должен снова

встретиться с последствиями этих поступков. Ибо во внешнем мире находится

лишь одна часть моего поступка, другая часть во мне самом. Это можно

пояснить простым сравнением из естествознания. Животные, которые некогда

пришли в пещеры Кентукки зрячими, утратили свою способность видеть благодаря

жизни в этих пещерах. Пребывание в темноте лишило глаза деятельности.

Благодаря ему в этих глазах более не происходит та физическая и химическая

деятельность, которая совершается во время зрения. Поток питания, который

раньше шел на эту деятельность, теперь притекает к другим органам. Теперь

эти животные могут жить лишь в этих пещерах. Своим поступком, своим

переселением они создали условия своей дальнейшей жизни. Это переселение

сделалось частью их судьбы. Существо, которое некогда было деятельным,

связало себя с последствиями своих поступков. Так и с человеческим духом.

Душа могла передать ему известные способности лишь благодаря тому, что она

была деятельна. И эти способности соответствуют поступкам. Благодаря

совершенному душой поступку, в ней живет проникнутый силой задаток к

возможности другого поступка, являющегося плодом предыдущего. Пока последний

не совершится, душа несет в себе это как необходимость. Можно сказать также,

благодаря поступку, в душу заложена необходимость свершить последствия этого

поступка.


Итак, своими поступками человеческий дух действительно построил свою

судьбу. В своей новой жизни он связан с тем, что он творил в прошлой.


Можно, конечно, спросить: как возможно это, ведь при своем новом

воплощении человеческий дух переносится в совсем иной мир, чем тот, который

однажды он покинул? Такой вопрос указывает на очень поверхностное понимание

сцеплений судьбы. Если свое поле действия я перенесу из Европы в Америку, я

тоже окажусь в совершенно новой обстановке. И все же моя жизнь в Америк

будет вполне зависеть отмеси предшествующей жизни в Европе. Если в Европе я

был механиком, то моя жизнь в Америке устроится совсем иначе, чем если бы я

служил в банке чиновником. В одном случае, в Америке я, по всей вероятности,

буду иметь дело с машинами, в другом случае - с банковскими делами. Во

всяком случае моя предыдущая жизнь определяет окружающую обстановку, она как

бы притягивает к себе из окружающего мира те вещи, которые родственны ей. То

же самое и с Само-духом. В своей новой жизни он необходимо окружает себя

тем, с чем он сроднился в прошедших жизнях. И оттого сон - есть верный образ

смерти, потому что во время, сна человек отрывается от того места, где ждет

его судьба. Пока человек спит, события на месте его жизни идут дальше.

Некоторое время человек не имеет никакого влияния на это течение. Все же

жизнь каждого нового дня зависит от последствий дел прежних дней. Наша

личность действительно каждое утро воплощается вновь в мире наших действий.

То, что в течение ночи было отделено от нас, днем снова находится вокруг

нас.


То же и с делами прежних воплощений человека. Они связаны с ним, как

его судьба, так же, как жизнь в темных пещерах остается уделом животных,

которые путем своего переселения в эти пещеры потеряли способность зрения.

Как эти животные могут жить лишь в той среде, в которую они себя сами ввели,

так и человеческий дух может жить лишь в той обстановке, которую он сам

создал себе своими делами. Нельзя найти лучшей аналогии для этого, чем

аналогия сна и смерти. То, что утром я вновь нахожусь в том самом положении,

которое я сам создал себе, накануне, об этом позаботилось непосредственное

течение событий. То, что при своем новом воплощении я нахожу вокруг себя

мир, соответствующий результатам моих действий в прошлой жизни, об этом

позаботилось сродство моего вновь воплощенного духа с вещами окружающего его

мира. Отсюда понятно, каким образом вычленена душа в существе человека.

Физическое тело подлежит законам наследственности. Человеческий же дух

должен