Рудольф Штайнер

Теософия

все вновь и вновь воплощаться, и его закон в том, что он переносит

плоды прежних жизней в последующие. Душа живет в настоящем. Но эта жизнь в

настоящем не независима от предыдущих жизней. Ведь воплощающийся дух несет с

собою свою судьбу из своих прежних воплощений. И эта судьба определяет

жизнь. Какие впечатления сможет иметь душа, какие желания смогут быть

удовлетворены, какие радости и печали выпадут на ее долю, с какими людьми

она встретится - все это зависит от того, каковы были ее действия в

предыдущих воплощениях духа. Людей, с которыми душа была связана в одной

жизни, она должна будет снова найти в одной из последующих, потому что

произошедшие между ними действия должны иметь, свои последствия. Как одна

эта душа, так же должны будут, в одно время с нею, стараться снова

воплотиться и те, которые с нею связаны. Таким образом, жизнь души - есть

последствие судьбы, созданной самим же человеческим духом. Так трояко

обусловлено течение жизни человека в пределах между рождением и смертью. И

трояким образом зависит оно от факторов, которые лежат по ту сторону

рождения и смерти. Тело подлежит закону наследственности, душа подлежит

судьбе, созданной ею самой. Эту самим человеком созданную судьбу называют

его кармой. Дух же подлежит закону перевоплощения или реинкарнации. В

соответствии с этим соотношение между духом, душой и телом можно еще

выразить так: дух вечен, смерть и рождение, согласно законам физического

мира, господствуют над телесностью, душевная жизнь, определяемая судьбой,

является посредником между обоими в течение земной жизни. Всем дальнейшим

указаниям о существе человека должно предшествовать знакомство с 'тремя

мирами', к которым он принадлежит. Об этом мы будем говорить дальше.

Мышление, которое беспристрастно относится к явлениям жизни и не боится

проследить до конца цепь умозаключений, может, путем просто) логики, придти

к сознанию необходимости закона кармы и перевоплощения. Насколько правда то,

что перед видящим, обладающим открытым 'духовным оком', прошедшие жизни

лежат, как раскрытая книга, как переживание, столь же верно, что истинность

всего вышеизложенного очевидна для беспристрастного разума.



* ТРИ МИРА *


МИР ДУШ


Рассмотрение человека показало, что он принадлежит к трем мирам. Из

мира физической телесности берутся те силы и вещества, которые строят его

тело. Он познает этот мир через восприятия своих внешних физических чувств.

Тот, кто доверяет лишь этим чувствам и развивает в себе только их

способности восприятия, тот не может достичь понимания двух других миров,

душевного и духовного.


Может ли человек убедиться в действительности какой-либо вещи или

существа, зависит от того, есть ли у него для этого орган восприятия,

чувство.


Легко, конечно, может выйти недоразумение, если называть, как в данном

случае, высшие органы чувств духовным чувством. Ибо когда говорят о

'чувствах', то невольно с этим связывают мысль о 'физическом'. Ведь именно

физический мир называется также 'чувственным', в противоположность

'духовному'. Для того, чтобы избежать недоразумения, надо иметь в виду, что

здесь о 'высших чувствах' говорится лишь в переносном смысле, доя сравнения.

Как физические чувства воспринимают физическое, так же душевные и духовные -

душевное и духовное. Выражение 'чувство' употребляется только в смысле

'органа восприятия'. Человек не мог бы иметь понятия о свете и краске, если

бы у него не было глаза, воспринимающего свет, он ничего не знал бы о

звуках, если бы у него не было уха, воспринимающего звуки. В этом отношении

вполне прав немецкий философ Лотце, говоря: 'Без воспринимающего свет глаза

и без воспринимающего звуки уха весь мир был бы темными немым. В нем также

невозможен был бы свет или звук, как невозможна зубная боль без ощущающего

боль зубного нерва'.


Для того чтобы правильно понять то, что здесь сказано, стоит лишь

представить