с твердой почвой нашей физической земли. Это есть масса материка 'страны
духов'. Его отношение к физически телесному миру может быть описано лишь
путем сравнения. Можно получить об этом представление, например, таким
образом. Вообразим себе какое-нибудь ограниченное пространство, заполненное
физическими телами самого разнообразного вида. Теперь представим себе, что
эти физические тела исчезли, а на их месте полые области, имеющие их формы.
Промежутки же между ними, бывшие ранее пустыми, представим себе заполненными
разнообразнейшими формами, состоящими с прежними телами в различных
соотношениях.
Нечто подобное является взору в низшей области мира прообразов. Вещи и
существа, воплощенные в физическом мире, являются в ней как 'полые области',
а в промежуточных пространствах разыгрывается подвижная деятельность
прообразов ('духовной музыки'). При физических воплощениях эти полые области
как бы заполняются физической материей. Тот, кто одновременно смотрит в
пространство физическим и духовным оком, тот видит физические тела и в
промежутках между ними подвижную деятельность творческих прообразов. Вторая
область 'страны духов' содержит в себе прообразы жизни. Но здесь эта жизнь
представляет собой совершенное единство. Как текучий элемент, струятся она в
стране духов, пульсируя повсюду, подобно крови. Ее можно сравнить с морями и
водами физической земли. Однако распределение ее ближе подходит к
распределению крови в животном теле, чем к распределению морей и рек.
Текучая жизнь, образованная из материи мысли, - так можно было бы обозначить
эту вторую ступень 'страны духов'. В этом элементе обретаются творческие
первосилы всего, что в физической действительности возникает в виде живых
существ. Здесь становится очевидным, что вся жизнь - есть единство, что
жизнь в человеке родственна жизни всех его собратьев по творению.
Как третья область 'страны духов' должны быть обозначены прообразы
всего душевного. Здесь находят себя в гораздо более тонком и прозрачном
элементе, чем в обеих первых областях. Пользуясь сравнением, его можно
определить как воздушную сферу 'страны духов'. Все, что совершается в душах
обоих других миров, находит здесь свое духовное подобие. Все ощущения,
чувства, инстинкты, страсти и т.д. еще раз появляются здесь, в духовном
виде. Атмосферические явления этой 'воздушной сферы' соответствуют в других
мирах страданиям и радостям творений. Как тихое дуновение, воспринимается
здесь тоска человеческой души, как бурный вихрь - взрыв страсти. Тот, кто в
состоянии воспринимать здесь, тот может услышать вздох каждого создания,
если он направит к нему свое внимание. Временами, например, здесь можно
видеть что-то вроде бурных гроз, со сверкающими молниями, с раскатами грома,
и если углубиться дальше, в исследование этого, то мы увидим, что в этих
'духовных грозах' выражаются страсти какой-нибудь битвы или сражения,
происходящего на земле.
В этом мире, прежде всего, видны духовные прообразы всех вещей и
существ, находящихся в физическом мире и в душевном мире. Представим себе
картину, заключенную в духе художника прежде, чем он написал ее. Тогда мы
имеем подобие того, что подразумевается под словом прообраз. Здесь
безразлично, имел ли художник этот прообраз в голове детого, как начал
писать, или же прообраз лишь постепенно возникает, по мере практической
работы. В истинном 'мире духа' подобные прообразы имеются для всех вещей, и
физические предметы и существа суть лишь отображения этих прообразов.
Вполне естественно, если тот, кто доверяет лишь своим внешним чувствам,
отрицает этот мир прообразов и утверждает, что прообразы суть лишь
абстракции, которые сравнивающий разум получает от чувственных вещей, ибо он
не может воспринимать в этом высшем мире, он знает мир мысли лишь в его
призрачной абстракции. Он не знает, что видящий духовно так же точно близко
знаком с духовными существами, как он сам со своей собакой или кошкой, и что