Рудольф Штайнер

Теософия

/>

с твердой почвой нашей физической земли. Это есть масса материка 'страны

духов'. Его отношение к физически телесному миру может быть описано лишь

путем сравнения. Можно получить об этом представление, например, таким

образом. Вообразим себе какое-нибудь ограниченное пространство, заполненное

физическими телами самого разнообразного вида. Теперь представим себе, что

эти физические тела исчезли, а на их месте полые области, имеющие их формы.

Промежутки же между ними, бывшие ранее пустыми, представим себе заполненными

разнообразнейшими формами, состоящими с прежними телами в различных

соотношениях.


Нечто подобное является взору в низшей области мира прообразов. Вещи и

существа, воплощенные в физическом мире, являются в ней как 'полые области',

а в промежуточных пространствах разыгрывается подвижная деятельность

прообразов ('духовной музыки'). При физических воплощениях эти полые области

как бы заполняются физической материей. Тот, кто одновременно смотрит в

пространство физическим и духовным оком, тот видит физические тела и в

промежутках между ними подвижную деятельность творческих прообразов. Вторая

область 'страны духов' содержит в себе прообразы жизни. Но здесь эта жизнь

представляет собой совершенное единство. Как текучий элемент, струятся она в

стране духов, пульсируя повсюду, подобно крови. Ее можно сравнить с морями и

водами физической земли. Однако распределение ее ближе подходит к

распределению крови в животном теле, чем к распределению морей и рек.

Текучая жизнь, образованная из материи мысли, - так можно было бы обозначить

эту вторую ступень 'страны духов'. В этом элементе обретаются творческие

первосилы всего, что в физической действительности возникает в виде живых

существ. Здесь становится очевидным, что вся жизнь - есть единство, что

жизнь в человеке родственна жизни всех его собратьев по творению.


Как третья область 'страны духов' должны быть обозначены прообразы

всего душевного. Здесь находят себя в гораздо более тонком и прозрачном

элементе, чем в обеих первых областях. Пользуясь сравнением, его можно

определить как воздушную сферу 'страны духов'. Все, что совершается в душах

обоих других миров, находит здесь свое духовное подобие. Все ощущения,

чувства, инстинкты, страсти и т.д. еще раз появляются здесь, в духовном

виде. Атмосферические явления этой 'воздушной сферы' соответствуют в других

мирах страданиям и радостям творений. Как тихое дуновение, воспринимается

здесь тоска человеческой души, как бурный вихрь - взрыв страсти. Тот, кто в

состоянии воспринимать здесь, тот может услышать вздох каждого создания,

если он направит к нему свое внимание. Временами, например, здесь можно

видеть что-то вроде бурных гроз, со сверкающими молниями, с раскатами грома,

и если углубиться дальше, в исследование этого, то мы увидим, что в этих

'духовных грозах' выражаются страсти какой-нибудь битвы или сражения,

происходящего на земле.


В этом мире, прежде всего, видны духовные прообразы всех вещей и

существ, находящихся в физическом мире и в душевном мире. Представим себе

картину, заключенную в духе художника прежде, чем он написал ее. Тогда мы

имеем подобие того, что подразумевается под словом прообраз. Здесь

безразлично, имел ли художник этот прообраз в голове детого, как начал

писать, или же прообраз лишь постепенно возникает, по мере практической

работы. В истинном 'мире духа' подобные прообразы имеются для всех вещей, и

физические предметы и существа суть лишь отображения этих прообразов.


Вполне естественно, если тот, кто доверяет лишь своим внешним чувствам,

отрицает этот мир прообразов и утверждает, что прообразы суть лишь

абстракции, которые сравнивающий разум получает от чувственных вещей, ибо он

не может воспринимать в этом высшем мире, он знает мир мысли лишь в его

призрачной абстракции. Он не знает, что видящий духовно так же точно близко

знаком с духовными существами, как он сам со своей собакой или кошкой, и что

мир