В известной степени - это повседневные отношения земной жизни, подобно
плодам зреющие в этой самой нижней области 'страны духов'. И те люди, чьи
интересы целиком погружены в эти повседневные отношения, будут самую долгую
часть своей духовной жизни в промежуток между двумя воплощениями чувствовать
свое сродство с этой областью. Людей, с которыми жил в физическом мире,
вновь обретают в духовном мире. Точно так же, как отпадает от души все то,
что было ей свойственно благодаря физическому телу, так и связь, соединявшая
в физической жизни душу с душой, освобождается от условий, имеющих значение
и действие лишь в физическом мире. Но все то, чем душа была в физической
жизни, продолжается и за смертью, в духовный мире. Естественно, что слова,
созданные для физических соотношений, лишь неточно могут передавать то, что
происходит в духовном мире. Но поскольку принимаешь это во внимание, можно
признать вполне правильным, когда говорят: те души, которые в физическом
мире принадлежали друг другу, вновь находят друг друга в духовном мире, дабы
там соответствующим образом продолжать свою совместную жизнь.
Следующая область есть та, в которой всеобщая жизнь земного мира
струится как мысле-существо, как бы, как текучий элемент 'страны духов'.
Пока мир наблюдается в физическом воплощении, жизнь является привязанной к
отдельным живым существам. В стране духов она освобождена от этого и
протекает, подобно крови жизни, через всю страну. Она является там живым
единством, разлитым во всем, и от этого в течение земной жизни человеку
является лишь отблеск. И он выражается в каждой форме почитания, которое
человек проявляет перед Цельностью, Единством и Гармонией мира. Религиозная
жизнь людей проистекает от этого отблеска. Человеку становится ясно, что
смысл бытия лежит не в преходящем, не в единичном. Он смотрит на это
преходящее, как на 'символ', как на отображение вечного, гармонического
Единства. С благоговением и молитвой взирает он на это Единство. Ему
приносит он в дар обряды религиозного культа.
В 'стране духов' является не отблеск, но истинный облик, как живое
мысле-существо. Здесь человек может действительно соединиться с тем
Единством, которое он чтил на земле. В этой области выступают наружу плоды
религиозной жизни и всего, что связано с ней. Человек научается теперь из
духовного опыта познавать, что его отдельная судьба не должна быть
оторванной от общности, к которой он принадлежит. Здесь образуется
способность познавать себя как члена целого. Религиозные натуры и те,
которые уже в жизни создали себе чистую, благородную мораль, будут в течение
большей части своего духовного промежуточного состояния черпать силу из этой
области. И они воплотятся вновь с повышением своих свойств в этом
направлении.
Между тем как в первой области находишься вместе с душами, с которыми
был связан в предыдущей физической жизни посредством самых близких связей
физического мира, во второй области вступаешь в область всех тех, с которыми
чувствовал себя единым в более широком смысле: благодаря общему почитанию,
общему исповеданию и т.д. Надо заметить, что духовные переживания
предшествовавших областей остаются в силе и в последующих. Так, человек не
отрывается от созданных семьей, дружбой и т.д. связей, когда он вступает в
жизнь второй области и последующих областей. А также области 'страны духов'
не лежат, как 'отделения', одна вне другой, они взаимно проникают одна
другую, и человек переживает себя в новой области не потому, что он в
какой-либо форме внешне 'вступил' в нее, но потому, что в самом себе он
достиг внутренних способностей воспринимать то, в пределах чего он раньше
был невоспринимающим.
Третья область 'страны духов' содержит в себе прообразы душевного мира.
Все, что живет в этом мире, является здесь как живое мысле-существо. Здесь
находят прообразы вожделений, желаний, чувств и т.д. Но здесь, в мире духов,