Рудольф Штайнер

Теософия

/>



В известной степени - это повседневные отношения земной жизни, подобно

плодам зреющие в этой самой нижней области 'страны духов'. И те люди, чьи

интересы целиком погружены в эти повседневные отношения, будут самую долгую

часть своей духовной жизни в промежуток между двумя воплощениями чувствовать

свое сродство с этой областью. Людей, с которыми жил в физическом мире,

вновь обретают в духовном мире. Точно так же, как отпадает от души все то,

что было ей свойственно благодаря физическому телу, так и связь, соединявшая

в физической жизни душу с душой, освобождается от условий, имеющих значение

и действие лишь в физическом мире. Но все то, чем душа была в физической

жизни, продолжается и за смертью, в духовный мире. Естественно, что слова,

созданные для физических соотношений, лишь неточно могут передавать то, что

происходит в духовном мире. Но поскольку принимаешь это во внимание, можно

признать вполне правильным, когда говорят: те души, которые в физическом

мире принадлежали друг другу, вновь находят друг друга в духовном мире, дабы

там соответствующим образом продолжать свою совместную жизнь.


Следующая область есть та, в которой всеобщая жизнь земного мира

струится как мысле-существо, как бы, как текучий элемент 'страны духов'.

Пока мир наблюдается в физическом воплощении, жизнь является привязанной к

отдельным живым существам. В стране духов она освобождена от этого и

протекает, подобно крови жизни, через всю страну. Она является там живым

единством, разлитым во всем, и от этого в течение земной жизни человеку

является лишь отблеск. И он выражается в каждой форме почитания, которое

человек проявляет перед Цельностью, Единством и Гармонией мира. Религиозная

жизнь людей проистекает от этого отблеска. Человеку становится ясно, что

смысл бытия лежит не в преходящем, не в единичном. Он смотрит на это

преходящее, как на 'символ', как на отображение вечного, гармонического

Единства. С благоговением и молитвой взирает он на это Единство. Ему

приносит он в дар обряды религиозного культа.


В 'стране духов' является не отблеск, но истинный облик, как живое

мысле-существо. Здесь человек может действительно соединиться с тем

Единством, которое он чтил на земле. В этой области выступают наружу плоды

религиозной жизни и всего, что связано с ней. Человек научается теперь из

духовного опыта познавать, что его отдельная судьба не должна быть

оторванной от общности, к которой он принадлежит. Здесь образуется

способность познавать себя как члена целого. Религиозные натуры и те,

которые уже в жизни создали себе чистую, благородную мораль, будут в течение

большей части своего духовного промежуточного состояния черпать силу из этой

области. И они воплотятся вновь с повышением своих свойств в этом

направлении.


Между тем как в первой области находишься вместе с душами, с которыми

был связан в предыдущей физической жизни посредством самых близких связей

физического мира, во второй области вступаешь в область всех тех, с которыми

чувствовал себя единым в более широком смысле: благодаря общему почитанию,

общему исповеданию и т.д. Надо заметить, что духовные переживания

предшествовавших областей остаются в силе и в последующих. Так, человек не

отрывается от созданных семьей, дружбой и т.д. связей, когда он вступает в

жизнь второй области и последующих областей. А также области 'страны духов'

не лежат, как 'отделения', одна вне другой, они взаимно проникают одна

другую, и человек переживает себя в новой области не потому, что он в

какой-либо форме внешне 'вступил' в нее, но потому, что в самом себе он

достиг внутренних способностей воспринимать то, в пределах чего он раньше

был невоспринимающим.


Третья область 'страны духов' содержит в себе прообразы душевного мира.

Все, что живет в этом мире, является здесь как живое мысле-существо. Здесь

находят прообразы вожделений, желаний, чувств и т.д. Но здесь, в мире духов,

к душевному уже