Рудольф Штайнер

Теософия

неправильных облачных

образований, они проявляются также в виде определенно очерченных, правильно

сформированных фигур. Например, замеченные в человеке приступ страха виден в

его ауре сверху донизу, как волнистые волосы синего цвета с красноватым

отсветом. У лица, в котором заметно напряженное ожидание какого-нибудь

события, можно видеть беспрестанно проходящие в ауре красно-синие полосы в

виде радиусов, идущих изнутри наружу.


При наличности точного духовного восприятия заметно каждое ощущение,

приходящее к человеку извне. В ауре людей, которые сильно волнуются от

каждого внешнего впечатления, постоянно вспыхивают маленькие красноватые

точки и пятнышки. У людей, не обладающих живостью чувства, эти пятнышки

имеют оранжево-желтую или же красивую желтую окраску. Так называемая

'рассеянность' людей выявляется в синеватых пятнах более или менее

изменчивой формы.


Для более высоко развитого 'духовного видения' в этой, окружающей и

обволакивающей человека 'ауре' различимы три рода красочных явлений. Сначала

здесь видны такие цвета, которые более или менее носят характер

непроницаемости и тусклости. Однако если мы станем сравнивать эти краски с

теми, которые видит наш физический глаз, эти краски покажутся скользящими и

прозрачными. Внутри же самого сверхчувственного мира они создают

пространство, которое заполняют сравнительно непроницаемым, они заполняют

его как бы туманными образованиями.


Второй род цветов - это те, которые как бы всецело являются светом. Они

просветляют пространство, которое они заполняют. Благодаря им, это

пространство само становится световым пространством.


От этих обоих совершенно отличен третий род цветовых явлений. А именно,

они имеют сияющий, сверкающий, искрящийся характер. Они не просто

пронизывают сиянием пространство, которое они заполняют, они заливают его

лучами и сиянием. В этих цветах есть нечто деятельное, в самом себе

подвижное. Другие имеют нечто в самом себе спокойное, лишенное блеска. Эти

же, напротив, как бы постоянно родятся вновь из самих себя.


Первые два рода красок как бы заполняют пространство тонкой жидкостью,

которая спокойно в нем пребывает, третий заполняет его постоянно

воспламеняющейся жизнью, неустанным движением.


Эти три рода красок не расположены в человеческой ауре непременно одна

возле другой, они не находятся исключительно в отделенных друг от друга

частях пространства, но они проникают друг друга самым разнообразным

способом. В одном месте ауры можно видеть все три рода красок,

перемешивающихся друг с другом, как возможно одновременно видеть и слышать

какое-нибудь физическое тело, например, колокол. Оттого аура становится

необычайно сложным явлением. Ибо, собственно говоря, приходится иметь дело с

тремя находящимися одна внутри другой, проникающими одна другую аурами. Но в

этом можно разобраться, если попеременно устремлять свое внимание на одну из

этих трех аур. При этом в сверхчувственном мире делают нечто подобное тому,

как, например, в чувственном мире закрывают глаза, чтобы вполне отдаться

впечатлению музыкальной вещи. 'Видящий' соответственно имеет троякие органы,

для трех родов цветов. И для того, чтобы наблюдать без помехи, он может

открывать для впечатлений один или другой род органов и закрывать остальные.


У 'видящего' может быть вообще сперва развит лишь один род органов для

восприятия цветов первого рода. Тогда он может увидеть лишь одну ауру, две

другие остаются для него невидимыми. Точно также кто-нибудь может обладать

способностью восприятия первых двух родов, третьего же не воспринимать

совсем.


Более высокая ступень 'дара видения' состоит в том, что человек может

наблюдать все три ауры и, в целях изучения, направлять свое внимание

попеременно на одну или другую.


Троякая аура - есть сверхчувственно видимое выражение существа

человека. В ней находят свое выражение