весь остальной
день. Но это нельзя понимать так, будто совершаемое им в этот
промежуток времени не имеет никакого отношения к содержанию его
ежедневной работы. Напротив: человек правильно ищущий таких
выделенных мгновений, скоро заметит, что только благодаря им он
получает полноту сил для своей ежедневной задачи. Не следует
также думать, что соблюдение этого правила может действительно
отнять у кого-либо время от исполнения его обязанностей. Если у
кого-либо действительно нет больше времени, то достаточно и
пяти минут каждый день. Дело в том, как использовать эти пять
минут.
В это время человек должен совершенно оторваться от своей
повседневной жизни. Жизнь его мыслей и чувств должна получить
другую окраску, чем какую она имеет обычно. Он должен провести
перед душой свои радости, свои печали, свои заботы, свой опыт и
свои поступки. И при этом он должен поставить себя так, чтобы
смотреть на все, обычно переживаемое им, с высшей точки зрения.
Подумайте только, как совсем различно смотрят люди в
обыкновенной жизни на то, что переживают или делают другие, и
на то, что переживают или делают они сами. И это не может быть
иначе. Ибо с тем, что мы переживаем или делаем сами, мы бываем
тесно связаны, а переживания и поступки другого мы только
рассматриваем. И в эти выделенные мгновения мы должны стараться
смотреть на собственные переживания и поступки и судить о них
также, как если бы их переживал и делал кто-нибудь другой, а не
мы сами. Представьте себе: кто-нибудь пережил тяжелый удар
судьбы. Как различно отнесется он к этому удару судьбы и к
совершенно такому же, постигшему его ближнего? Никто не может
считать это неправомерным. Это лежит в природе человека. И
совершенно также, как в этих исключительных случаях, происходит
это и в повседневных обстоятельствах жизни. Ученик должен найти
в себе силу в известные мгновения относиться к самому себе как
посторонний. С внутренним спокойствием человека, который только
обсуждает, он должен выступить перед самим собой. Когда это
бывает достигнуто, собственные переживания человека являются
перед ним в новом свете. Пока он остается тесно связанным с
ними, пока он сам стоит посреди них, до тех пор он бывает
одинаково связан с несущественным, как и с существенным. Но
когда он приходит к внутреннему покою наблюдателя, существенное
отделяется от несущественного. Печаль и радость, каждая мысль и
каждое решение являются ему иными, когда он таким образом стоит
перед самим собой. - Это вроде того, как если бы мы целый день
находились в каком-нибудь месте и смотрели на все, на самое
малое, как и на самое большое, с одинаково близкого расстояния,
а затем вечером поднялись бы на соседний холм и сразу окинули
взором всю местность. Тогда части этой местности предстали бы
нам совсем в других взаимоотношениях, чем когда мы находились
среди них. С только что пережитыми событиями, посылаемые нам
судьбой, это не удастся; да и не нужно, чтобы удавалось; но
относительно событий, отошедших в более далекое прошлое, ученик
духовной жизни должен стремиться к достижению этого. - Ценность
подобных спокойных внутренних обзоров самого себя зависит не
столько от того, что при этом видишь, как от того, чтобы найти
в себе силу, развиваемую подобным внутренним покоем.
Ибо каждый человек несет внутри себя еще другого, высшего
человека. Этот высший человек, остается скрытым, пока он не
будет пробужден. И каждый может только сам пробудить в себе
этого высшего человека. Но пока высший человек не пробужден, до
тех пор остаются скрытыми также и дремлющие в каждом человеке
высшие способности, ведущие к сверхчувственным познаниям.
Пока человек не почувствует плодов внутреннего покоя, ему
надо продолжать серьезно и строго следовать этому правилу. Для
каждого, кто так поступает, наступит день, когда вокруг него
станет духовно светло, когда его внутреннему оку, которого он в
себе не знал раньше, откроется совсем иной мир.