Это может сделать только внутренний покой, вызываемый
им в своей душе. Внешние обстоятельства могут изменить только
его внешнее жизненное положение; пробудить в нем духовного
человека они не смогут никогда. - В самом себе должен ученик
породить нового, высшего человека.
Этот 'высший человек' становится тогда 'внутренним
повелителем', который уверенной рукой направляет обстоятельства
внешнего человека. Пока одерживает вверх и руководит внешний
человек, этот 'внутренний' остается его рабом и не может
поэтому развернуть своих сил. Если не от меня самого, а от
чего-либо другого зависит, раздражаюсь ли я или нет, то я не
господин сам себе, или - лучше сказать - я еще не нашел
'повелителя во мне'. Я должен развить в себе способность
допускать до себя впечатления внешнего мира только мной самим
определяемым образом; только тогда могу я стать учеником на
пути тайноведения. - И только в той мере, в какой ученик
серьезно ищет этой силы, может он прийти к цели. Дело не в том,
как далеко успеет он уйти за какое-нибудь определенное время,
но только в том, чтобы он серьезно искал. Бывало, что иные
годами напрягали свои силы, не видя в себе заметного успеха; Но
из тех, которые не отчаивались, оставались непоколебимыми,
многие потом совсем внезапно достигали 'внутренней победы'.
Конечно, во многих жизненных положениях необходима большая
сила, дабы создать в себе мгновения внутреннего покоя. Но чем
больше требуется сила, тем значительнее и достижение. В
ученичестве все зависит от того, чтобы со всей энергией, с
внутренней правдивостью и полной искренностью мочь стоять перед
самим собой, со всеми действиями и поступками, как совершенно
посторонний человек.
Но этим рождением своего собственного высшего человека
характеризуется только одна сторона внутренней деятельности
ученика. К нему должно присоединиться еще нечто другое. Если
даже человек и стоит перед самим собой как посторонний, он все
же рассматривает самого себя; он смотрит на переживания и
действия, с которыми он сросся благодаря особому жизненному
положению. Он должен переступить эти пределы. Он должен
подняться до чисто человеческого, не имеющего ничего общего с
его особым положением. Он должен перейти к рассмотрению таких
вещей, которые все же продолжали бы касаться его, как человека,
хотя бы он находился в совсем других условиях и в совсем другом
жизненном положении. Благодаря этому в нем оживает нечто,
возвышающееся над личным. Он направляет взор на более высокие
миры, чем те, с которыми связывает его повседневность. И вместе
с тем человек начинает чувствовать и переживать, что он сам
принадлежит к этим высшим мирам. Это миры, о которых его
чувство, его повседневные занятия ничего не могут сказать ему.
Так впервые переносит он центр своего существа внутрь себя. Он
прислушивается внутри себя к голосам, говорящим к нему в
мгновения покоя; он вступает внутри себя в общение с духовным
миром. Он отрешен от повседневности. Шум этой повседневности
умолк для него. Вокруг него стало тихо. Он отстраняет от себя
все окружающее; он отстраняет даже и все то, что извне
напоминает ему об этих впечатлениях. Спокойная внутренняя
созерцательность, беседа с чисто духовным миром наполняет всю
его душу. - Эта тихая созерцательность должна стать
естественной жизненной потребностью ученика. Сначала он бывает
совершенно погружен в мир мыслей. Он должен развить живое
чувство для этой тихой деятельности мыслей. Он должен полюбить
то, что к нему притекает от духа. Тогда вскоре он перестает
ощущать этот мир мыслей, как нечто менее действительное, чем
окружающие его обыденные вещи. Он начинает обращаться со своими
мыслями, как с вещами в пространстве. И тогда для него
приближается мгновение, когда он начинает чувствовать
открывающиеся ему в тишине его внутренней работы мысли, как