пространстве. Он познает то, что в этом мире мыслей высказывает
себя жизнь. Он убеждается, что в мыслях изживаются не одни
только теневые образы, но что посредством них говорят к нему
скрытые существа. Из тишины начинает звучать ему речь. Прежде
речь звучала ему только через его уши; теперь она звучит через
его душу. Ему открылась внутренняя речь - внутреннее слово.
Переживая в первый раз это мгновение, ученик чувствует
высочайшую степень блаженства. На весь его внешний мир
проливается внутренний свет. Вторая жизнь начинается для него.
Поток божественного мира, дарующего божественное блаженство,
изливается через него.
Такая жизнь души в мыслях, которая расширяется все более
до жизни в духовном существе, называется в гносисе, в теософии
медитацией (созерцательным размышлением). Эта медитация есть
средство к сверхчувственному познанию. - Однако в такие
мгновения ученик не должен расплываться в чувствах. У него не
должно быть в душе неопределенных ощущений. Это только помешало
бы ему прийти к истинному духовному познанию. Ясно, остро,
определенно должны слагаться его мысли. Он найдет для этого
точку опоры, если не будет слепо отдаваться возникающим в нем
мыслям. Пусть он лучше проникается высокими мыслями, которые
мыслились в подобные мгновения людьми, уже далеко ушедшими в
своем развитии и исполненными духа. Он должен взять своей
исходной точкой писания, которые сами возникли из подобных
откровений в медитации. В литературе мистической, гностической
и в современной, теософский ученик найдет подобные писания. Они
дадут ему материал для его медитации. Мудрецы человечества сами
изложили в этих писаниях мысли, исполненные божественного
знания; дух возвестил их миру через своих послов.
Благодаря такой медитации с учеником происходит полное
превращение. Он начинает создавать себе совсем новые
представления о действительности. Все вещи получают для него
другое значение. Но нужно еще и еще раз повторить: ученик не
становиться благодаря этому превращению отчужденным от мира. Он
ни в каком случае не отчуждается от круга своих ежедневных
обязанностей. Ибо он научается понимать, что малейшее действие,
которое ему надо выполнить, малейшее переживание, встречающееся
ему на пути, стоит в связи с великими мировыми существами и
мировыми событиями. И когда эта связь станет для него ясной
благодаря моментам созерцания, он будет вступать в круг своей
ежедневной работы с новой и более полной силой. Ибо теперь он
будет знать: все, что он делает, и все, что он переносит, он
делает и переносит ради великого, духовного мирового целого.
Сила для жизни, а не вялое безразличие, вливается в него из
медитации.
Уверенным шагом проходит ученик через жизнь. Что бы она
ему не приносила, он продолжает твердо идти вперед. Прежде он
не знал, зачем он работает, почему страдает, теперь он знает
это. Легко понять, что такая медитативная работа лучше приводит
к цели, если она происходит под руководством опытных людей.
Таких, которые по собственному опыту знают, как сделать все
наилучшим образом. Поэтому следует искать совета и указания
подобных опытных руководителей. Человек поистине не теряет при
этом своей свободы. То, что иначе было бы неуверенным
блужданием наугад, становится при таком руководстве уверенно
направленной к цели работой. Кто обратиться к знающим и опытным
в этом отношении людям, тот никогда не постучится напрасно.
Пусть он только сознает, что он ищет лишь дружеского совета, а
не превосходящей его силы, ищущей господства над ним. Люди,
обладающие действительным знанием, всегда окажутся в то же
время и наиболее скромными, и для них не будет ничего более
чуждого, чем то, что называется властолюбивыми желаниями.
Кто путем медитации поднимается к вершинам, связывающим
человека с духом, тот начинает оживлять в себе то, что есть в
нем вечного и не ограниченного рождением и смертью. Только те