в вечном, кто сами не пережили его. Таким
образом, медитация - это путь, приводящий человека к познанию,
к созерцанию вечного, неразрушимого ядра своего существа. И
только посредством нее человек может прийти к такому
созерцанию. И гносис и теософия говорят о вечности этого
сущностного ядра, о его перевоплощении. Нередко спрашивают,
почему человек ничего не знает о своих переживаниях по ту
сторону рождения и смерти? Но вопрос следовало бы ставить не
так, а скорее вот как: каким образом достигнуть этого знания?
Путь открывается в правильной медитации. Благодаря ей оживает
воспоминание о переживаниях, лежащих по ту сторону рождения и
смерти. Каждый может приобрести это знание; в каждом заложены
способности, чтобы самому познать, самому увидеть то, чему учат
мистика, теософия, антропософия и гносис. Он должен только
выбрать верные средства. - Воспринять звуки и краски может
только существо, имеющее уши и глаза. Но и глаз ничего не может
воспринять, если нет света, который делает вещи зримыми. В
тайноведении даны средства развить духовные уши и очи и возжечь
духовный свет. На следующие три ступени можно разделить
средства духовного обучения: 1) подготовление, - оно развивает
духовные чувства; 2) просветление, - оно возжигает духовный
свет; 3) посвящение, - оно открывает общение с высшими
существами духа.
Ступени посвящения.
Последующие сообщения входят в состав одного метода
духовного обучения, о названии и сущности которого может
составить себе ясное представление каждый, кто его правильно
применит. Они относятся к трем ступеням, через которые школа
духовной жизни приводит к известной степени посвящения. Однако
читатель встретит здесь из этих разъяснений только то, что
может быть сказано открыто. Это будут указания, вынесенные из
еще более глубокого интимного знания. В самих школах
тайноведения соблюдается совершенно определенный порядок
обучения. Существуют известные методы, служащие тому, чтобы
привести душу человека к сознательному общению с духовным
миром. Эти методы относятся к излагаемому ниже приблизительно
так, как преподавание в высшей, строго поставленной школе
относится к наставлениям, сообщаемым при случае в
подготовительном училище. Однако, серьезное, настойчивое
выполнение даваемых здесь указаний может привести к
действительному духовному ученичеству. Конечно, нетерпеливые
попытки, без серьезного отношения и без настойчивости, не могут
привести ни к чему. - Духовное обучение может быть успешным
только в том случае, если прежде всего соблюдается сказанное
раньше и уже на этой основе строится дальнейшее.
Упомянутым преданием указываются три следующие ступени: 1)
подготовление, 2) просветление, 3) посвящение. Нет никакой
необходимости, чтобы эти три ступени следовали в таком порядке,
и чтобы первая была пройдена до конца, прежде, чем наступит
очередь второй, а вторая - прежде наступления третьей. В
некоторых вещах можно уже достигнуть просветления и даже
посвящения, находясь относительно других только на ступени
подготовления. Но все же некоторое время должно быть отдано
подготовлению, прежде чем вообще может начаться просветление. И
нужно быть хоть несколько причастным просветлению, прежде чем
может быть положено начало посвящению. В описании же эти три
ступени для простоты должны следовать одна за другой.
Подготовление.
Подготовление состоит в совершенно определенном воспитании
жизни чувств и мыслей. Благодаря этому воспитанию душевное и
духовное тело одариваются орудиями высших чувств и органами
деятельности, подобно тому, как силы природы снабдили органами
физическое тело, создав их из неоформленной, живой материи.
Начинать надо с того, чтобы направить внимание души на
некоторые процессы в окружающем нас мире. Эти процессы суть, с