Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

в вечном, кто сами не пережили его. Таким

образом, медитация - это путь, приводящий человека к познанию,

к созерцанию вечного, неразрушимого ядра своего существа. И

только посредством нее человек может прийти к такому

созерцанию. И гносис и теософия говорят о вечности этого

сущностного ядра, о его перевоплощении. Нередко спрашивают,

почему человек ничего не знает о своих переживаниях по ту

сторону рождения и смерти? Но вопрос следовало бы ставить не

так, а скорее вот как: каким образом достигнуть этого знания?

Путь открывается в правильной медитации. Благодаря ей оживает

воспоминание о переживаниях, лежащих по ту сторону рождения и

смерти. Каждый может приобрести это знание; в каждом заложены

способности, чтобы самому познать, самому увидеть то, чему учат

мистика, теософия, антропософия и гносис. Он должен только

выбрать верные средства. - Воспринять звуки и краски может

только существо, имеющее уши и глаза. Но и глаз ничего не может

воспринять, если нет света, который делает вещи зримыми. В

тайноведении даны средства развить духовные уши и очи и возжечь

духовный свет. На следующие три ступени можно разделить

средства духовного обучения: 1) подготовление, - оно развивает

духовные чувства; 2) просветление, - оно возжигает духовный

свет; 3) посвящение, - оно открывает общение с высшими

существами духа.


Ступени посвящения.


Последующие сообщения входят в состав одного метода

духовного обучения, о названии и сущности которого может

составить себе ясное представление каждый, кто его правильно

применит. Они относятся к трем ступеням, через которые школа

духовной жизни приводит к известной степени посвящения. Однако

читатель встретит здесь из этих разъяснений только то, что

может быть сказано открыто. Это будут указания, вынесенные из

еще более глубокого интимного знания. В самих школах

тайноведения соблюдается совершенно определенный порядок

обучения. Существуют известные методы, служащие тому, чтобы

привести душу человека к сознательному общению с духовным

миром. Эти методы относятся к излагаемому ниже приблизительно

так, как преподавание в высшей, строго поставленной школе

относится к наставлениям, сообщаемым при случае в

подготовительном училище. Однако, серьезное, настойчивое

выполнение даваемых здесь указаний может привести к

действительному духовному ученичеству. Конечно, нетерпеливые

попытки, без серьезного отношения и без настойчивости, не могут

привести ни к чему. - Духовное обучение может быть успешным

только в том случае, если прежде всего соблюдается сказанное

раньше и уже на этой основе строится дальнейшее.

Упомянутым преданием указываются три следующие ступени: 1)

подготовление, 2) просветление, 3) посвящение. Нет никакой

необходимости, чтобы эти три ступени следовали в таком порядке,

и чтобы первая была пройдена до конца, прежде, чем наступит

очередь второй, а вторая - прежде наступления третьей. В

некоторых вещах можно уже достигнуть просветления и даже

посвящения, находясь относительно других только на ступени

подготовления. Но все же некоторое время должно быть отдано

подготовлению, прежде чем вообще может начаться просветление. И

нужно быть хоть несколько причастным просветлению, прежде чем

может быть положено начало посвящению. В описании же эти три

ступени для простоты должны следовать одна за другой.


Подготовление.


Подготовление состоит в совершенно определенном воспитании

жизни чувств и мыслей. Благодаря этому воспитанию душевное и

духовное тело одариваются орудиями высших чувств и органами

деятельности, подобно тому, как силы природы снабдили органами

физическое тело, создав их из неоформленной, живой материи.

Начинать надо с того, чтобы направить внимание души на

некоторые процессы в окружающем нас мире. Эти процессы суть, с

одной стороны, зарождающаяся, растущая и созревающая жизнь, а