Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

с

другой стороны - все явления, связанные с отцветанием,

увяданием, умиранием. Всюду, куда человек ни направит взор,

существуют одновременно оба эти процесса. И всюду они

естественно вызывают в человеке чувства и мысли. Но при

обыкновенных условиях человек недостаточно отдается этим

чувствам и мыслям. Для этого он слишком быстро перебегает от

одного впечатления к другому. Необходимо, чтобы он вполне

сознательно и интенсивно направил свое внимание на эти факты.

Воспринимая какой-нибудь совершенно определенный случай

цветения и роста, он должен изгнать из своей души все остальное

и на короткое время отдаться целиком только этому одному

впечатлению. Вскоре он убедится, что чувство, которое прежде в

подобном случае только бегло проскальзывало в его душе, теперь

начинает расти, принимает сильную, энергичную форму. Он должен

тогда дать спокойно прозвучать в себе этого рода чувству. При

этом внутри его должна наступить полная тишина. Он должен

отрешиться от всего остального внешнего мира и следить только

за тем, что говорит душа о факте цветения и роста.

Но при этом отнюдь не следует думать, что можно уйти

вперед, притупляя свои чувства по отношению к миру. Сначала

надо посмотреть как можно живее и точнее на вещи. И только

потом уже отдаться оживающему в душе чувству, возникающей

мысли. Дело именно в том, чтобы внимание было направлено

одинаково на то и на другое, с сохранением полного внутреннего

равновесия. Если человек найдет необходимый покой и отдастся

тому, что оживает в душе, тогда через соответствующее время он

переживет следующее. Он увидит, как внутри его возникнут новые

виды чувств и мыслей, которых он прежде не знал. Чем чаще

направлять таким образом внимание, попеременно, то на

что-нибудь растущее, расцветающее и созревающее, то на

увядающее и отмирающее, тем живее становятся эти чувства. И из

возникающих таким образом чувств и мыслей строятся органы

ясновидения совершенно так же, как с помощью сил природы из

живого вещества строятся глаза и уши физического тела. Вполне

определенная форма чувства связывается с ростом и становлением;

и совсем другая, столь же определенная - с увяданием и

отмиранием. Но это происходит только тогда, когда человек

описанным образом заботится о воспитании этих чувств. Можно с

приблизительной точностью описать каковы эти чувства. Полное

представление о них может составить себе каждый. проходя сам

через эти внутренние переживания. Кто часто направлял внимание

на процесс становления, роста, цветения, тот почувствует нечто,

имеющее отдаленное сходство с ощущением при восходе солнца. И

процесс увядания, отмирания вызовет в нем переживание, которое

можно таким же образом сравнить с медленным восхождением в поле

зрения луны. Оба эти чувства суть две силы, которые при

надлежащее уходе, при все более живом развитии, приводят к

самым значительным духовным последствиям. Кто все снова и

снова, планомерно и преднамеренно, отдается этим чувствам, для

того открывается новый мир. Мир души, так называемый астральный

план, начинает брезжить перед ним. Рост и умирание перестают

быть фактами, производящими на него только смутные впечатления,

как это было раньше. Они слагаются, напротив, в духовные линии

и фигуры, о которых он прежде не подозревал. И эти линии и

фигуры для различных явлений имеют и различные образы.

Распустившийся цветок начаровывает перед душой совершенно

определенную линию, точно также и находящееся в процессе роста

животное и отмирающее дерево. Мир души (астральный план)

медленно развертывается перед ним. В этих линиях и фигурах нет

ничего произвольного. Два духовных ученика, находящихся на

соответствующей ступени развития, при одинаковом процессе

увидят всегда одни и те же линии и фигуры. Как два человека с

правильным зрением несомненно увидят круглый стол круглым, а не

увидят его, один - круглым, а другой четырехугольным,