с
другой стороны - все явления, связанные с отцветанием,
увяданием, умиранием. Всюду, куда человек ни направит взор,
существуют одновременно оба эти процесса. И всюду они
естественно вызывают в человеке чувства и мысли. Но при
обыкновенных условиях человек недостаточно отдается этим
чувствам и мыслям. Для этого он слишком быстро перебегает от
одного впечатления к другому. Необходимо, чтобы он вполне
сознательно и интенсивно направил свое внимание на эти факты.
Воспринимая какой-нибудь совершенно определенный случай
цветения и роста, он должен изгнать из своей души все остальное
и на короткое время отдаться целиком только этому одному
впечатлению. Вскоре он убедится, что чувство, которое прежде в
подобном случае только бегло проскальзывало в его душе, теперь
начинает расти, принимает сильную, энергичную форму. Он должен
тогда дать спокойно прозвучать в себе этого рода чувству. При
этом внутри его должна наступить полная тишина. Он должен
отрешиться от всего остального внешнего мира и следить только
за тем, что говорит душа о факте цветения и роста.
Но при этом отнюдь не следует думать, что можно уйти
вперед, притупляя свои чувства по отношению к миру. Сначала
надо посмотреть как можно живее и точнее на вещи. И только
потом уже отдаться оживающему в душе чувству, возникающей
мысли. Дело именно в том, чтобы внимание было направлено
одинаково на то и на другое, с сохранением полного внутреннего
равновесия. Если человек найдет необходимый покой и отдастся
тому, что оживает в душе, тогда через соответствующее время он
переживет следующее. Он увидит, как внутри его возникнут новые
виды чувств и мыслей, которых он прежде не знал. Чем чаще
направлять таким образом внимание, попеременно, то на
что-нибудь растущее, расцветающее и созревающее, то на
увядающее и отмирающее, тем живее становятся эти чувства. И из
возникающих таким образом чувств и мыслей строятся органы
ясновидения совершенно так же, как с помощью сил природы из
живого вещества строятся глаза и уши физического тела. Вполне
определенная форма чувства связывается с ростом и становлением;
и совсем другая, столь же определенная - с увяданием и
отмиранием. Но это происходит только тогда, когда человек
описанным образом заботится о воспитании этих чувств. Можно с
приблизительной точностью описать каковы эти чувства. Полное
представление о них может составить себе каждый. проходя сам
через эти внутренние переживания. Кто часто направлял внимание
на процесс становления, роста, цветения, тот почувствует нечто,
имеющее отдаленное сходство с ощущением при восходе солнца. И
процесс увядания, отмирания вызовет в нем переживание, которое
можно таким же образом сравнить с медленным восхождением в поле
зрения луны. Оба эти чувства суть две силы, которые при
надлежащее уходе, при все более живом развитии, приводят к
самым значительным духовным последствиям. Кто все снова и
снова, планомерно и преднамеренно, отдается этим чувствам, для
того открывается новый мир. Мир души, так называемый астральный
план, начинает брезжить перед ним. Рост и умирание перестают
быть фактами, производящими на него только смутные впечатления,
как это было раньше. Они слагаются, напротив, в духовные линии
и фигуры, о которых он прежде не подозревал. И эти линии и
фигуры для различных явлений имеют и различные образы.
Распустившийся цветок начаровывает перед душой совершенно
определенную линию, точно также и находящееся в процессе роста
животное и отмирающее дерево. Мир души (астральный план)
медленно развертывается перед ним. В этих линиях и фигурах нет
ничего произвольного. Два духовных ученика, находящихся на
соответствующей ступени развития, при одинаковом процессе
увидят всегда одни и те же линии и фигуры. Как два человека с
правильным зрением несомненно увидят круглый стол круглым, а не