Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

никому нельзя посоветовать

идти еще дальше, без тщательного соблюдения всего сказанного

духовным исследователем, или вообще сообщенного им. Но уже

иприменительно к сказанному лучше всего было бы воспользоваться

таким опытным водительством. Впрочем, если человек обладает

достаточной силой и выдержкой, чтобы достигнуть результатов,

отвечающих описанным элементарным ступеням просветления, то он

наверно будет искать и найдет настоящее водительство.

Но есть одна предосторожность, которая необходима при всех

обстоятельствах, и кто не захочет применить ее, тому лучше

оставить все попытки проникнуть в тайноведение. Необходимо,

чтобы человек, становясь духовным учеником, не потерпел

никакого ущерба в своих качествах, делающих его благородным и

добрым человеком, восприимчивым ко всему

физически-действительному. Более того, во время своего

духовного ученичества он должен постоянно возвышать свою

моральную силу, свою внутреннюю чистоту, свой дар наблюдения.

Упомянем, например, одну черту: во время элементарных

упражнений, принадлежащих к просветлению, духовный ученик

должен постоянно заботиться о том, чтобы усилить свое

сочувствие к миру людей и животных, свою чуткость к красоте

природы. Если он не будет об этом заботиться, то благодаря

подобным упражнениям это чувство и это ощущение будут постоянно

притупляться в нем. И тогда сердце может очерстветь и чувство

притупиться, а это может повести к опасным результатам.

Как складывается просветление, когда ученик от прежних

упражнений на камнем, растением и животным восходит к человеку,

и каким образом после просветления рано или поздно

устанавливается соединение души с духовным миром и приводит к

посвящению: об этом, насколько возможно, будет сказано в

следующей главе.

В наше время многие ищут пути к тайноведению. Это делается

различным образом; и при этом нередко прибегают к опасным и

даже предосудительным способам. Поэтому те, которые считают

себя обладателями какого-нибудь правдивого знания об этих

вещах, должны дать другим возможность познакомиться с

некоторыми чертами тайноведческого обучения. И здесь сообщено

лишь столько, как это отвечает такой возможности. Кое-что из

истинного необходимо должно стать известным для того, чтобы

ложное не причинило большого вреда. Идя указанным здесь путем,

никто не причинит себе вреда, если не будет ничего форсировать.

Одно только надо помнить: никто не должен тратить на подобные

упражнения времени и сил больше, чем ему позволяют его

жизненное положение и его обязанности. Вступая на путь

тайноведения, никто не должен ничего изменять сразу во внешних

условиях своей жизни. Если он хочет достигнуть действительных

результатов, он должен иметь терпение; нужно уметь после

нескольких минут упражнения прекращать их и переходить к своей

дневной работе. Кто не научился ждать, в высшем и лучшем смысле

слова, тот не годится в духовные ученики и никогда не достигнет

сколько-нибудь значительных результатов.



Контроль мыслей и чувств.


Когда кто-нибудь ищет путей к тайноведению в том роде, как

это было описано в предыдущей главе, он не должен упускать

случая подкреплять себя во время всей своей работы одной

непрестанной мыслью. Он должен всегда иметь в виду, что через

некоторое время может оказаться, что он сделал уже весьма

значительные успехи, которые, однако явятся ему совсем не так,

как он, быть может ожидал. Не приняв этого во внимание, легко

можно потерять настойчивость и выдержку в работе и скоро

прекратить все попытки. Силы и способности, подлежащие

развитию, носят вначале очень нежный и тонкий характер. И

сущность их совсем другого рода, чем все то, о чем человек

прежде составлял себе представление. Ведь он привык заниматься

только физическим миром. Духовный и душевный ускользали от его

взоров, а также и от его понятий. Поэтому