теперь в моей фантазии, это будет впоследствии
действительно вызвано наружу из семени силами земли и света.
Если бы предо мной была искусственная вещь, до иллюзии похожая
на семя, так что мои глаза не могли бы отличить ее от
настоящего семени, то никакие силы земли и света не могли бы
извлечь из нее растения. Кто совершенно уяснит себе эту мысль и
внутренне переживет ее, тот сможет с правильным чувством
образовать и следующую мысль. Он скажет себе: в семени покоится
уже скрытым образом - как сила целого растения - то, что
позднее вырастет из него. В искусственном подражании этой силы
нет. И все же для моих глаз они оба одинаковы. И так, в
настоящем семени содержится нечто невидимое , чего нет в
подражании. На это невидимое и надо направить чувство и мысли.
(Если бы кто-нибудь на это возразил, что при более точном
микроскопическом исследовании всегда можно отличить подражание
от настоящего семени, то он только показал бы этим, что не
понял, в чем здесь дело. Важно вовсе не то, что мы на самом
деле имеем перед собой чувственным образом, а то, чтобы развить
на этом упражнении свои душевно-духовные силы). Надо
представить себе: это невидимое превратится впоследствии в
видимое растение, которое я буду иметь перед собой в образе и
красках. Нужно проследить эту мысль: невидимое сделается
видимым. Если бы я не мог мыслить, то я не мог бы уже теперь
получить весть о том, что станет видимым только впоследствии.
Особенно отчетливо надо подчеркнуть: то, что человек
мыслит при этом, он должен также и интенсивно прочувствовать.
Нужно в тишине, и не примешивая других, отвлекающих мыслей,
пережить в себе одну только эту, вышеуказанную мысль. И нужно
дать себе время, чтобы мысль и связанное с ней чувство успели
как бы внедриться в душу. - Если делать это надлежащим образом,
тогда через некоторое время - возможно, что только после многих
попыток - ощутят в себе силу. И эта сила создаст новое
созерцание. Семя предстанет как бы заключенным в маленькое
световое облако. Его можно будет ощутить чувственно-духовным
образом, как особого рода пламя. По отношению к середине этого
пламени ощущение будет такое, какое бывает при впечатлении
лилового цвета, а по отношению к краям - какое бывает при
голубоватом цвете. - Здесь появляется то, чего мы прежде не
видели, и что создано силой мысли и чувства, которую мы в себе
возбудили. То, что чувственно было невидимо, то растение,
которое лишь впоследствии станет видимым, открывается здесь
духовно-видимым образом.
Понятно, что иной человек сочтет все это за иллюзию.
Многие скажут: 'Что мне до подобных видений, до подобных
фантастических призраков? И иные отпадут и не будут продолжать
путь. Но как раз в эти-то трудные моменты человеческого
развития и бывает особенно важно уметь не смешивать между собой
фантазию и духовную действительность. А затем надо иметь
мужество настойчиво идти вперед и не впадать в боязливость и
малодушие. Но с другой стороны нужно, конечно, помнить о
необходимости постоянно развивать в себе здравое чувство,
могущее различать истину от обмана. Во время этих упражнений
человек никогда не должен терять вполне сознательного
господства над собой. Так же уверенно, как он мыслит о вещах и
процессах обыденной жизни, должен он мыслить и здесь. Было бы
плохо, если бы он впал в мечтательность. В каждое мгновение
должен он сохранять полную ясность, чтобы не сказать -
трезвость рассудка. И было бы величайшей ошибкой, если бы
благодаря этим упражнениям человек утратил свое равновесие,
если бы он перестал судить о вещах обыденной жизни так же
здраво и ясно, как он делал это прежде. Поэтому духовный ученик
должен непрестанно испытывать себя, не утратил ли он своего
равновесия, остался ли он самим собою в условиях своей обычной
жизни. Твердое спокойствие в самом себе, ясное сознание по