Тяжелой по своим последствиям ошибкой было бы считать, что
можно легче достигнуть цели, просто мысленно представив себе и
удерживая перед собой в воображении упомянутое семя или
растение. Правда, при этом тоже можно прийти к цели, но не так
достоверно, как идя указанным путем. Созерцание, к которому
тогда приходят, в большинстве случаев бывает лишь призраком и
продуктом воображения, при котором пришлось бы еще выжидать,
пока оно превратиться в духовное созерцание. Ибо все дело в
том, чтобы не я по своему произволу создавал себе созерцания,
но чтобы действительность творила их во мне. Из глубин моей
собственной души должна проистекать истина; но мое обыкновенное
я не может само быть тем волшебником, который хочет выманить
истину; этим волшебником должны быть существа, духовную истину
которых я стремлюсь узреть.
Найдя в себе путем подобных упражнений, первые зачатки
духовных созерцаний, ученик может подняться к рассмотрению
самого человека. Сначала надо выбрать для этого какие-нибудь
явления человеческой жизни. - Но прежде, чем приступить к
этому, необходимо особенно серьезно поработать над полным
очищением своего нравственного характера. Нужно удалить всякую
мысль о том, что достигнутое таким способом познание может быть
обращено на личную пользу. Нужно решить для себя никогда не
употреблять во зло ту власть над своими ближними, которая при
этом достигается. Поэтому каждый, ищущий путем собственного
созерцания познать тайны человеческой природы, должен следовать
золотому правилу истинного тайноведения. Это золотое правило
гласит: если ты хочешь сделать один шаг вперед в познании
тайных истин, делай одновременно три шага в усовершенствовании
твоего характера на пути к добру. - Кто следует этому правилу,
тому можно приступить к упражнениям, одно из которых будет
здесь сейчас описано.
Надо представить себе человека, которого нам случалось
наблюдать в моменты, когда он чего-нибудь желал. Внимание
должно быть направлено на вожделение. Лучше всего вызвать в
памяти такой момент, когда вожделение было наиболее сильно, в
то же время еще оставалось нерешенным, получит ли человек
желаемое или нет. И вот надо совершенно отдаться представлению
этого воскрешаемого в памяти наблюдения. Необходимо установить
в душе возможно больший внутренний покой. Надо постараться
стать как можно больше слепым и глухим ко всему остальному,
происходящему вокруг. И особенно надо обратить внимание на то,
чтобы это возникающее представление пробудило в душе чувство.
Надо дать этому чувству взойти внутри себя, подобно облаку,
поднимающимся над совершенно чистым до того горизонтом. Вполне
естественно, что это наблюдение будет обычно прерываться
вследствие того, что недостаточно долго удавалось в описанном
душевном состоянии этого человека, на которого обращено
внимание. Вероятно, придется сотни раз повторять попытки. Но не
надо терять терпение. После многих попыток удается достигнуть
того, чтобы в собственной душе пережить чувство,
соответствующее состоянию души наблюдаемого человека. И тогда
через некоторое время опять можно будет заметить, как благодаря
этому чувству в собственной душе вырастает сила, которая
становится духовным созерцанием душевного состояния другого
человека. В поле зрения встанет образ, ощущаемый как что-то
светящееся. И этот духовно светящийся образ есть так называемое
астральное воплощение наблюдаемого душевного состояния
вожделения. И про этот образ опять можно сказать, что он
ощущается похожим на пламя. В середине он ощущается как бы
желто-красным, а с края - красновато-голубым или лиловым. -
Очень важно как можно бережнее обойтись с этим духовным
созерцанием. Лучше всего никому не говорить о нем, кроме своего
учителя, если таковой имеется. Потому что, пытаясь описать это
явление неумелыми словами, в большинстве случаев впадают в