Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

жизни. Духовный ученик

должен научиться не падать духом при неудаче. Он должен быть

всегда готов к мысли: 'Я забуду, что эта вещь опять не удалась

мне и сделаю новую попытку, как если бы ничего не случилось'.

Так пробивается он к убеждению, что источники сил в мире, из

которых он может черпать неиссякаемы. Он все снова и снова

будет устремляться к духовному, которое поднимет и понесет его,

как бы часто его земная природа ни оказывалась бессильной и

слабой. Он должен быть готовым жить навстречу будущему и не

позволять никакому опыту прошлого смущать себя в этом

стремлении. - Овладев до некоторой степени описанными

свойствами, человек достигает зрелости, чтобы узнать истинные

имена вещей, которые служат ключем к высшему ведению. Ибо в том

и состоит посвящение, что человек научается называть вещи мира

теми именами, которые они имеют в духе своих божественных

творцов. В этих именах заключаются тайны вещей. Поэтому

посвященные говорят иным языком, чем непосвященные; ибо они

называют наименования вещей, посредством вещей, посредством

которых те были созданы. - В следующей главе будет сказано,

насколько возможно о самом посвящении (инициации).


Посвящение.


Посвящение - высшая из ступеней пути духовного

ученичества, относительно которой в этой книге еще могут быть

даны общепонятные указания. Сообщения обо всем, что лежит за

этой ступенью, уже с трудом понятны. Но и к ним найдет путь

каждый, кто благодаря подготовлению, просветлению и посвящению

уже проник до тайн более низкого порядка.

Знания и способности, получаемые человеком путем

посвящения, он мог бы приобрести и без него - хотя и в очень

отдаленном будущем, после многих воплощений, - идя совсем

другим путем и в совсем другой форме. Получающий ныне

посвящение узнает нечто такое, что иначе он узнал бы позже и

при совсем других обстоятельствах.

Человек может действительно узнавать о тайнах бытия лишь

соответственно своей зрелости. Только в этом и коренятся

препятствия к достижению высших ступеней ведения и могущества.

Человеку не следует употреблять огнестрельного оружия, пока он

не приобретет достаточного опыта, чтобы не причинить вреда его

употреблением. - Если бы кто-нибудь сразу получил посвящение,

он лишился бы того опыта, который ему предстоит приобрести в

течение будущих воплощений, прежде чем в нормальном ходе

развития ему смогут открыться соответствующие тайны. Вследствие

этого в преддверии посвящения эти опыты должны быть заменены

чем-либо другим. Первые наставления ищущему посвящения и

состоят поэтому в замене его будущих опытов. Это - так

называемые 'испытания', которые надлежит пройти и которые

наступают как правомерные последствия душевной жизни, если

правильно продолжать упражнения, подобные описанным в

предыдущих главах.

Об этих испытаниях нередко говориться и в книгах. Но,

естественно, что при таком обсуждении в общем должны возникать

совершенно ошибочные представления об их природе. Ибо кто сам

не прошел через подготовление и просветление, тот никогда не

может ничего узнать относительно этих испытаний. Он не может и

описать их со знанием дела.

Посвящаемому должны открываться некоторые вещи и факты,

принадлежащие к высшим мирам. Но он может их видеть и слышать

только в том случае, если он способен ощущать духовные

восприятия как образы, краски, звуки и т.д., о которых

упоминалось при описании 'подготовления' и 'просветления'.

Первое 'испытание' состоит в том, что ученик достигает

более истинного созерцания телесных свойств безжизненных тел, а

затем - растений, животных и человека, чем каким обладает

средний человек. Но под этим понимается не то, что называют

ныне научным познанием. Ибо здесь дело идет не о науке, а о

созерцании. - Обычно это происходит так, что посвящаемый

научается познавать, каким образом природные вещи и живые