Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

быть некоторое

удовлетворение, встретив в общей связи объяснение того, что

представало им раньше отрывочно и в таком виде, что им не

удавалось, может быть, довести своего знания до степени

удовлетворительного для них самих представления.


Предисловие к пятому изданию.


Для этого нового издания книги 'Как достигнуть познаний

высших миров' первоначальное изложение ее, написанное более

десяти лет тому назад, было вновь переработано во всех

частностях. Потребность в подобной переработке возникает

естественно, когда дело идет о такого рода душевных

переживаниях и душевных путях, как изложенные в этой книге. Ибо

в сообщенном не может быть ни одной части, с которой душа

сообщавшего не оставалась бы в тесной связи, и которая не

заключала бы в себе что-нибудь такого, что еще до сих пор

продолжает работать над этой душой. И, конечно, трудно ожидать,

чтобы с этой душевной работой не соединялось стремление к

достижению все большей ясности и отчетливости в написанном

несколько лет тому назад изложении. Из этого стремления и

возникло все то, что я постарался сделать для этой книги в ее

новом издании. Хотя все существенные отделы книги, все главное

осталось как было, но все же в ней сделаны значительные

изменения. Во многих местах мне удалось сделать кое-что для

более точной характеристики частностей. И это казалось мне

важным. Если кто-нибудь захочет применить сообщенное в этой

книге к своей собственной духовной жизни, то важно, чтобы он

мог обозреть душевные пути, о которых идет речь, в возможно

более точной характеристике. И это казалось мне важным. При

описании внутренних духовных процессов гораздо легче могут

возникать недоразумения, чем при описании фактов физического

мира. Подвижность душевной жизни, необходимость никогда не

терять из виду всего отличия этой жизни от жизни в физическом

мире и многое другое, делает возможным возникновение таких

недоразумений. В этом новом издании я обратил внимание на те

места в книге, которые могут подать повод к таким

недоразумениям, и при изложении я постарался помешать их

возникновению.

Когда я писап отдельные статьи, из которых составилась эта

книга, о многом приходилось говорить иначе, чем в настоящее

время, еще и по этой причине, что тогда мне необходимо было

указывать на содержание всего, обнародованного мною за

последние десять лет из области познания духовных миров, иначе,

чем это можно сделать теперь, после этого обнародования. В моем

'Тайноведении', в 'Водительстве человека и человечества', в

'Пути к самопознанию' и особенно в 'Пороге духовного мира', а

также в других моих сочинениях, описаны духовные процессы, на

существование которых эта книга хотя и должна была намекать

более десяти лет тому назад, однако в других выражениях, чем

какие кажутся правильными теперь. О многом, еще не описанном в

этой книге, я должен был сказать тогда, что оно может быть

узнано только путем 'устной передачи'. В настоящее время

обнародовано многое из того, что подразумевалось тогда под

этими указаниями. И, может быть, как-раз эти указания были

виною того, что у читателей не вполне была исключена

возможность ошибочных мнений. В личных отношениях ищущего

духовного ученичества к тому или другому учителю могли видеть

нечто гораздо более существенное, чем следовало видеть. Я

надеюсь, что мне удалось в этом новом издании, благодаря иному

способу изложения некоторых частностей, более резко

подчеркнуть, что для ищущего духовного ученичества, в

современных условиях жизни, гораздо более важно совершено

непосредственное отношение к объективному духовному миру,

нежели к личности учителя. И в духовном ученичестве учитель все

больше и больше будет занимать место только такого же

помощника, какое занимает, сообразно новейшим воззрениям,

наставник в любой другой отрасли знания.