посредством упомянутого,
усвоенного им себе письма. Если он узнает свою обязанность и
поступит правильно, тогда он выдержал испытание. Удачный исход
узнается по перемене, которая происходит благодаря этому
действию в ощущаемых как образы, краски и звуки восприятиях
духовного слуха и зрения. В наставлениях духовных учителей
бывает совершенно точно указано, как должны выглядеть эти
органы и т.д., после совершения поступка. И посвящаемый должен
знать, как он может вызвать эту перемену. Это испытание
называется 'испытанием водой' при деятельности в этих высших
областях человек не получает опоры во внешних обстоятельствах,
подобно тому, как у пловца не бывает опоры при движении в воде,
дна которой он не достает. - Этот процесс должен быть повторяем
до тех пор, пока испытуемый не приобретет полной уверенности.
При этом испытании дело опять идет о приобретении одного
определенного качества; благодаря опытам в высшем мире, человек
в короткое время развивает в себе это качество в такой высокой
степени, что при обыкновенном ходе развития ему понадобилось бы
для этого пройти через много воплощений. Суть дела заключается
в следующем. Для того, чтобы произвести указанную перемену в
высшей области бытия, посвящаемый может опираться только на то,
что открывается ему на основании его высшего восприятия и в
результате чтения сокровенного письма. Если бы при совершении
своего поступка, он примешал бы к нему что-либо, притекающее их
своих желаний, мнений и т.д., если бы он только на одно
мгновение последовал не законам, которые он признал за верные,
а собственному произволу, - тогда произошло бы нечто совсем
другое, чем то, что должно произойти. В этом случае испытуемый
тотчас потерял бы направление, ведущее к цели его поступка, и
наступило бы замешательство. - Поэтому человек имеет благодаря
этому испытанию богатую возможность выработать в себе
самообладание. А оно именно и нужно. - Отсюда это испытание
опять-таки легче может быть выдержано тем, кто перед
посвящением прошел через жизнь, доставившую ему возможность
приобрести самообладание. Кто приобрел способность следовать
высоким правилам и идеалам, подчиняя им личные прихоти и
произвол, кто способен неизменно исполнять свой долг даже и
там, где любые склонности и симпатии готовы отклонить его от
исполнения долга, тот уже среди обыкновенной жизни
бессознательно бывает посвященным. И ему будет недоставать лишь
немногого, чтобы выдержать описанное испытание. Можно даже
сказать, что известная, достигнутая уже в жизни степень
посвящения вообще бывает необходима, чтобы выдержать в этом
испытании. Ибо как людям, не научившимся правильно писать в
юности, часто бывает трудно нагнать это потом, когда они уже
достигли зрелого возраста, так же трудно было бы развить
необходимое самообладание перед раскрывшимися для взора высшими
мирами, если человек не усвоил его себе до известной степени
еще прежде, в обыденной жизни. Вещи физического мира не
меняются в зависимости от наших желаний, хотений или
склонностей. Но в высших мирах наши желания, хотения или
склонности действуют на вещи. Желая оттуда соответственным
образом действовать на них мы должны всецело владеть самими
собою, руководствуясь только верными правилами и не подчиняясь
никакому произволу.
На этой ступени посвящения особенно важно для человека
обладать одним качеством: безусловно здоровой и уверенной
способностью суждения. На развитие ее должно быть обращено
внимание уже на всех более ранних ступенях; на этой же ступени
должно выясниться, владеет ли испытуемый ею настолько, чтобы
быть пригодным для истинного пути познания. Он может идти
дальше только в том случае, если он умеет различать иллюзии,
пустые образы фантазии, суеверия и всяческие призраки от
истинной действительности. А на высших ступенях бытия это