Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

/>

'напиток памяти'. Благодаря ему он достигает способности

постоянно иметь перед собой в духе высшие тайны. Обыкновенной

памяти для этого было бы недостаточно. Нужно слиться воедино с

высшими истинами. Нужно не только узнать их, но столь же просто

и естественно владеть ими в своей живой деятельности, как

обыкновенный человек ест и пьет. Они должны сделаться

постоянным упражнением, привычкой, склонностью. Надо сделать

так, чтобы о них не было нужды размышлять в обыкновенном смысле

слова; они должны проявляться в самом человеке, протекать в

нем, как жизненные функции его организма. Таким образом, он все

более делает себя в духовном смысле тем, чем в физическом

смысле сделала его природа.


Практические указания.


Прорабатывая себя относительно чувств, мыслей и настроений

таким образом, как это было описано в главах о подготовлении,

просветлении, посвящении, человек вызывает тем самым в своей

душе и в своем духе такое же расчленение на органы, какое

природа произвела в его физическом теле. До этой проработки

душа и дух представляют собой нерасчлененные массы. Ясновидящий

воспринимает их в виде взаимно проникающих, спиральных,

вихреобразных туманностей, которые ощущаются окрашенными в

тускло мерцающие, преимущественно красноватые и

красновато-коричневые или красновато-желтые цвета; после

проработки они начинают духовно сиять желтовато-зелеными,

зеленовато-синими цветами и обнаруживают правильное строение.

Этой правильности и связанных с ней высших познаний человек

достигает тем, что приводит свои чувства, мысли и настроения в

такой порядок, в какой природа привела его телесные функции,

так что он может видеть, слышать, дышать, переваривать пищу,

говорить и т.д.. - Постепенно, духовный ученик научается

дышать, видеть и т.д. - душой; слышать, говорить и т.д. -

духом.

Теперь надо привести несколько более подробных

практических указаний относительно высшего воспитания души и

духа. Это будут указания, которым, в сущности следовать всякий,

независимо от других правил и благодаря которым но может

сделать несколько шагов в области тайноведения.

Нужно в особенности стремиться выработать в себе терпение.

Всякое нетерпеливое движение действует парализующим и даже

убийственным образом на дремлющие в человеке высшие

способности. Нельзя требовать, чтобы в тот же день открылись

безграничные прозрения в высшие миры. Ибо тогда-то они, как

общее правило, наверно и не настанут. Довольство даже самым

незначительным достигнутым успехом, спокойствие и

невозмутимость все более должны овладевать душой. - Вполне

понятно, что ученик нетерпеливо ожидает результатов. Но тем не

менее он ничего не достигнет, пока не победит своего

нетерпения. И совершенно бесполезно, если он будет только в

обыкновенном смысле слова подавлять нетерпение. От этого оно

станет лишь сильнее. Он будет лишь обманываться относительно

него, тем прочнее наляжет в глубинах души. Можно достигнуть

чего-нибудь только тогда, если постоянно все снова и снова

отдаваться одной вполне определенной мысли, если сделать ее

окончательно своей. Эта мысль такова: 'Я должен все сделать для

развития моей души и духа; но я буду совершенно спокойно ждать

, пока высшие силы найдут меня достойным определенного

просветления'. Если эта мысль сделается в человеке настолько

могущественной, что она станет чертой его характера, тогда он

на правильном пути. Тогда эта черта характера отразится у него

и во внешнем. Выражение его глаз станет спокойным, движения

уверенными, решения определенными и все, что называют

нервностью, постепенно отойдет от него. Маленькие,

незначительные с виду правила могут иметь при этом большое

значение. Например, кто-нибудь наносит нам оскорбление. Прежде,

до нашего оккультного воспитания, мы обращали наше чувство

против оскорбителя. Внутри нас поднималось