раздражение. Но в
духовном ученике в этом случае тотчас же возникает мысль: 'Это
оскорбление ничего не меняет в моем достоинстве'; и тогда он
спокойно и невозмутимо, а не из раздражения, предпринимает то,
что надлежит сделать против оскорбления. Конечно, дело вовсе не
в том, чтобы, например, просто сносить всякое оскорбление, а в
том, чтобы отвечать на оскорбление своей собственной личности
столь же спокойно и уверенно, как если бы оно было нанесено
другому, которого мы имеем право защищать от оскорблений. -
Всегда нужно помнить, что духовное ученичество протекает не в
грубых внешних процессах, но в тонких и тихих превращениях
жизни чувств и мыслей.
Терпение действует притягательно на сокровища высшего
знания, а нетерпение действует на них отталкивающим образом.
Торопливостью и беспокойством ничего нельзя достигнуть в высших
областях бытия. Прежде всего должны умолкнуть желание и
вожделение. Это свойства души, перед которыми пугливо отступает
всякое высшее знание. Как бы ни было ценно все высшее познание,
но чтобы оно могло прийти к нам, нельзя его желать. Кто хочет
иметь его ради самого себя, никогда его не достигнет. - Для
этого требуется прежде всего быть правдивым перед самим собой в
самой глубине души. Нужно ни в чем не обманываться относительно
себя. Надо с внутренней правдивостью смотреть в лицо своим
собственным ошибкам, слабостям и недостаткам. - В то мгновение,
когда ты извиняешь перед собой какую-нибудь свою слабость, ты
кладешь себе камень на пути, ведущим тебя ввысь. Эти камни ты
сможешь устранить только посредством ясного познания себя.
Существует единственный путь оставить свои слабости и
недостатки, - это правильно познать их. В душе человека дремлет
все и все может быть пробуждено. Свой рассудок и разум человек
может также исправить, если он спокойно и невозмутимо уяснит
себе, почему он слаб в этом отношении. Конечно, такое
самопознание трудно, ибо соблазн самообмана непомерно велик.
Кто приучит себя к правдивости перед самим собой, тот откроет
себе врата высшего прозрения.
У духовного ученика должно исчезнуть всякое любопытство.
Он должен как можно больше отучиться от вопросов о вещах,
которые он хочет знать только для удовлетворения своей личной
любознательности. Он должен спрашивать только о том, что может
послужить ему к усовершенствованию его существа на служении
развитию. Но при всем том радость знания и преданность ему
отнюдь не должны ослабевать в нем. Он должен благоговейно
прислушиваться ко всему, что служит для этой цели и искать
всякого повода для такого благоговения.
В особенности необходимо для духовного развития воспитание
жизни желаний. Совсем не нужно становиться лишенным всяких
желаний. Ибо всего, чего нам надо достигнуть, мы должны также и
желать. И желание всегда осуществляется, если за ним стоит одна
совсем особая сила. Эта сила происходит из правильного
познания. 'Никак не желать, пока ты в данной области не
приобрел истинного знания', - одно из золотых правил для
духовного ученика. Мудрец учится сначала познанию законов мира
и тогда его желания становятся силами, которые осуществляются.
- Приведем здесь пример, поясняющий это. Многие, наверное,
пожелают посредством собственного созерцания узнать что-либо до
своей жизни до рождения. Это желание вполне бесцельно и
бесплодно, пока желающий путем духовного обучения, не
приобретет познания законов - и при том в их самых тонких и
нежных чертах - о сущности вечного. Когда же он действительно
усвоит себе это познание и затем захочет пойти дальше, то его
очищенное и облагороженное желание послужит ему на помощь.
Бесполезно также говорить: да, я хочу обозреть мою
предыдущую жизнь и для этой именно цели буду учиться.
Необходимо наоборот, быть в состоянии совершенно отбросить это
желание, с корнем вырвать его из себя и учиться сначала без