воздерживаться от выражения собственного
мнения. Об этом не может быть даже и речи. Но надо как можно
точнее прислушиваться к другому и уже сообразно услышанному
строить свое возражение. В подобном случае у духовного ученика
неизменно возникает одна мысль; и он стоит на верном пути, если
эта мысль живет в нем таким образом, что она стала чертой его
характера. Эта мысль такова: 'Дело вовсе не в том, что я думаю
отлично от другого, а в том, чтобы этот другой сам собою смог
найти истину, если я помогу ему'. Благодаря этой мысли и
подобным ей, характер и образ действия духовного ученика
принимает отпечаток кротости, которое есть главное средство
всякого духовного обучения. Жестокость отпугивает от себя те
душевные образования, которые должны пробудить твое душевное
око; кротость от тебя препятствия и раскрывает твои органы.
А вместе с кротостью в душе вскоре начинает развиваться и
другая черта: спокойное внимание ко всем тонкостям душевной
жизни в окружающем мире Или полной безмолвности собственных
движений души. И если человек достиг этого, душевные движения
вокруг него действуют на него так, что его собственная душа
растет и по мере роста слагается в органы подобно растению,
распускающемуся в солнечном свете. Кротость и безмолвность при
истинном терпении открывают душу для мира душ, а дух для страны
духов. - 'Пребывай в покое и отрешенности, замкни свои чувства
для всего, что они приносили тебе до твоего ученичества,
приведи к тишине все мысли, привыкшие в тебе к постоянной
смене, стань совершенно тихим и безмолвным внутри себя и
терпеливо жди: тогда высшие миры начнут развивать твои душевные
очи и духовные уши. Не следует ожидать, что ты тотчас же
начнешь видеть и слышать в мире душ и духов. Ибо то, что ты
делаешь имеет целью только помочь развитию твоих высших чувств.
Душевно видеть и духовно слышать ты начнешь только тогда, когда
у тебя уже будут эти чувства. Проведя таким образом некоторое
время в покое и отрешенности, переходи к твоим обычным
ежедневным делам, сначала глубоко запечатлев в себе мысль:
когда-нибудь со мною произойдет то, что должно произойти, если
я буду для этого зрел. И строго запрети себе добиваться
чего-либо от высших сил по собственному произволу'. Таковы
указания, которые каждый духовный ученик получает от своего
учителя в начале пути. Соблюдая их, он совершенствует себя.
Если же он не соблюдает их, тогда вся его работа напрасна. Но
они трудны только для того, у кого нет терпения и устойчивости.
Не существует иных препятствий кроме тех, которые каждый
человек сам ставит себе на пути и которых каждый может сам и
избежать, если действительно захочет. Это всегда надо помнить,
потому что многие составляют себе совсем неверное представление
о трудностях оккультного пути. В известном смысле легче
переступить первые ступени этого пути, чем без оккультного
ученичества справляться с самыми повседневными трудностями
жизни. - Кроме того, здесь могли быть даны только те указания,
исполнение которых не сопровождается никакой опасностью для
телесного и душевного здоровья. Ибо существуют и другие пути,
быстрее приводящие к цели; но их нельзя обсуждать открыто, ибо
они могут оказать на человека известные воздействия, при
которых иногда бывает необходимо немедленное вмешательство
опытного тайноведа и во всяком случае его постоянное
наблюдение. - Но так как некоторые сведения об этих путях все
же становятся достоянием гласности, то надо настойчиво
предупредить не вступать на них без личного руководительства.
По причинам, понятным лишь для посвященного, эти пути в их
истинном образе, никогда не могут быть указаны открыто. И
появляющиеся то здесь, то там обрывки не могут привести ни к
чему полезному, а скорее - разрушению здоровья, счастья и
душевного мира. Кто не хочет вверять себя совсем темным силам,
об истинном существе и происхождении которых он ничего не может