Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

тому не следует вдаваться в эти вещи.

Можно еще добавить кое-что об окружающей среде, в которой

следует совершать упражнения, входящие в состав духовного

обучения, потому что и это имеет некоторое значение. Однако,

почти для каждого человека это бывает различно. Кто совершает

эти упражнения в среде, наполненной только эгоистическими

интересами, например, современной борьбой за существование, тот

должен знать, что эти интересы не остаются без влияния не

образование его душевных органов. Правда, внутренние законы

этих органов настолько могущественны, что это влияние не может

оказаться слишком вредным. И как лилия ни при каких

благоприятных условиях не может превратиться в репейник, так и

душевное око - даже под воздействием эгоистических интересов

современных городов - не может развиться во что-нибудь иное, а

не в то, к чему оно предназначено. Но во всяком случае хорошо,

если духовный ученик будет окружать себя по временам тихим

миром и внутренним достоинством и прелестью природы. В особенно

благоприятных условиях находится тот, кто может проводить свое

духовное ученичество посреди зелени растительного мира, в

залитых солнцем горах и среди милой сельской простоты. Это

воспитывает внутренние органы в такой гармонии, которая никогда

не достижима в нашем современном городе. Несколько лучше, чем у

постоянного городского жителя, обстоит дело у того, кто хотя бы

в детстве имел возможность дышать ароматом сосен, смотреть на

снежные вершины и наблюдать мирную жизнь лесных животных и

насекомых. Но и те, кому суждено жить в городе, пусть не

забывают питать свои развивающиеся душевные и духовные органы

вдохновенными учениями великих учителей человечества. Чей глаз

не может каждую весну день за днем следить за распусканием

леса, тот должен вместо того давать своему сердцу возвышенные

учения Бхагават Гиты, Евангелия Иоанна, Фомы Кемпийского и

изложения духовноведческих исследователей. Много путей ведет к

вершине прозрения; но необходим правильный выбор. - Опытный

тайновед многое сумеет сказать об этих путях такого, что может

показаться странным для непосвященного. Например, человек может

стоять уже очень далеко на духовном пути. Он может находиться,

так сказать, непосредственно перед раскрытием душевного зрения

и духовного слуха; и вот ему выпадает счастье совершить поездку

по спокойному или, может быть по бурно взволнованному морю, и с

его душевных очей спадает повязка; он внезапно становится

ясновидящим. У иного, который также достиг уже того, что

остается только спасть повязке, - это происходит благодаря

какому-нибудь тяжелому удару судьбы. На какого-нибудь другого

человека этот удар судьбы повлиял бы так, что парализовал бы

его силы, подавил бы его энергию, но для духовного ученика он

становится поводом к просветлению. - Третий терпеливо ждет;

целые годы ждет он таким образом без заметного результата. И

вдруг, во время спокойного пребывания в тихой комнате вокруг

него загорается духовный свет, стены исчезают, становится

душевно прозрачными и новый мир простирается перед его

прозревшим оком или начинает звучать для его раскрывшегося

духовного слуха.


Условия ученичества


Условия для вступления в духовное ученичество не таковы,

чтобы человек мог их устанавливать по собственному произволу.

Они вытекают из сущности тайноведения. Как человек, не хотящий

взять в руки кисти, не может быть художником, так не может

пройти духовного ученичества тот, кто не пожелает исполнять

необходимых требований оккультных учителей. В сущности,

оккультный учитель ничего не может дать кроме советов. В этом

смысле и надо принимать все, что он говорит. Он прошел

подготовительные пути к познанию высших миров. Он знает из

опыта, что необходимо. От свободной воли каждого вполне зависит

хочет ли он идти тем же путем или нет. Если бы кто-нибудь

вздумал потребовать, чтобы учитель сообщил ему духовное

обучение